2022. — Т 13. — №2 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/57klsk122.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 307.6 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Круглова, М. Г. Синтез как проявление культурной диффузии в современном российском авторском ювелирном искусстве / М. Г. Круглова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/57KLSK122.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
Синтез как проявление культурной диффузии в современном российском авторском ювелирном искусстве
Круглова Мария Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова», Москва, Россия
Доцент кафедры «Художественный металл»
ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
Шуйский филиал, Шуя, Россия
Соискатель кафедры «Культурологии и изобразительного искусства»
E-mail: 7290101@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6343-6181
Аннотация. Введение. Статья посвящена изучению культурной диффузии и ее проявлений в современном российском авторском ювелирном искусстве. Целью настоящей статьи является изучение основных культурологических подходов и определение возможности применения теории культурных диффузий в проблемном поле культурологии. Диффузия является объективной закономерностью и одним из важнейших механизмов культуры. Трансформационные процессы начала XXI века привели к проникновению цифровых технологий во все сферы культуры, придав культурной диффузии характер тотальной.
Методы. Методологической основой исследования является принцип комплексного подхода. Применялись основные общенаучные методы: метод индукции, опирающийся на анализ художественных качеств конкретных произведений и имеющий целью создание целостной картины; системный типологический метод, позволивший проанализировать деятельность сообществ и отдельных авторов как системное целое и выявить типологические особенности; культурологический метод, позволивший рассмотреть ювелирное искусство как часть общей системы культуры.
Результаты. Автор проанализировал процессы культурной диффузии, в том числе диффузии инноваций, выраженные в стремлении искусств к синтезу, выявил, что они способствуют появлению новых форм искусства, новых видов внутри каждого из искусств. Выявлены актуальные тренды в отношении ювелирного искусства как маркера диффузий и взаимного проникновения культурных форм; выявлено, что синтез является существенным проявлением культурной диффузии инноваций.
Обсуждение. Теоретическая значимость исследования заключается во введении в научный оборот материалов о ювелирном искусстве как маркере культурной диффузии, рассмотрении указанной проблематики в новом ракурсе, что позволяет расширить и углубить существующие культурологические знания.
Итоговый отчет. Проблемам ювелирного искусства посвящено достаточно много искусствоведческих исследований, но объектом культурологического исследования ювелирное искусство до настоящего исследования не становилось, что и свидетельствует об актуальности данного исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- раскрыта роль и место культурных диффузий в ювелирном искусстве;
- выявлены актуальные тренды и опорные научные и исторические точки в отношении ювелирного искусства как маркера диффузий;
- установлено наличие корреляций технико-технологического заимствования с диффузными процессами культуры.
Современное авторское ювелирное искусство как стык, с одной стороны, модных тенденций, с другой — традиционных подходов и технологических инноваций, представляет несомненный интерес для дальнейшего культурологического изучения.
Ключевые слова: ювелирное искусство; культурная диффузия; диффузия инноваций; традиционные ремесла; синтез искусств; формообразование; жанр; украшения
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.