2020. — Т 11. — №2 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/30scsk220.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 515.9 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кустов, А. О. Роботы и чувства: анализ этической проблемы (на примере фильма «Я, робот») / А. О. Кустов, С. А. Мельков, В. О. Микрюков // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/30SCSK220.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Роботы и чувства: анализ этической проблемы (на примере фильма «Я, робот»)
Кустов Андрей Олегович
ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Химки, Россия
Студент 3-го курса
E-mail: andrey101298@mail.ru
Мельков Сергей Анатольевич
ФГБВОУ ВО «Академия гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Химки, Россия
Заведующий кафедрой «Государственного и муниципального управления»
Доктор политических наук, профессор
E-mail: 304304@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1312-8105
Микрюков Владимир Олегович
ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
Доцент департамента социологии, истории и философии
Кандидат философских наук, доцент
E-mail: mikryukov.v.o@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3025-6838
Аннотация. В данной статье проводится исследование этических аспектов решения проблемы влияния чувств на принятие решений на примере американского художественного фильма «Я, робот», снятого американским режиссером Алексом Пройасом и вышедшем на экраны в 2004 году. В данном фильме наглядно показано, как наличие чувств у «чувствующего» робота помогло ему принимать правильные моральные, то есть, аналогичные человеческим, решения на протяжении всего фильма. На важность чувств указывает сюжетный эпизод фильма, в котором «бесчувственный» робот (робот предыдущего поколения) решил не спасать девочку из тонущей машины, выбрав вместо этого спасение главного героя. Оправдал «бесчувственный» робот свой выбор тем, что у нее математически было меньше шансов выжить по сравнению с главным героем фильма.
Автором статьи в рамках изучаемой проблемы было проведено социологическое исследование среди студентов, а также экспертный опрос среди преподавателей Академии гражданской защиты МЧС России. В ходе исследования были выявлены наиболее приемлемые предложения для возможного решения проблемы, поднятой в рамках сюжета фильма «Я, робот», в будущем обществе России и мира. Кроме того, был дан ряд рекомендаций для их реализации.
Статья подготовлена в рамках планового изучения учебной дисциплины «Этика государственной и муниципальной службы» научной школы «Государственная политика и управление» в Федеральном государственном бюджетном военном образовательном учреждении высшего образования «Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Ключевые слова: анкетирование; ассимиляция в обществе; будущее роботизированного сообщества; законы робототехники; искусственный интеллект; наука о роботизированном сообществе; новая раса; принятие решений; проблема этическая; процесс очеловечивания; роботизация; робот-инструмент; сожительство роботов и людей; фильм; чувства у роботов
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.