Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/29klsk221.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 349.9 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Каменский, Е. Г. Коррупциогенные риски модернизации высшего образования в социокультурном контексте современной России: теоретический очерк / Е. Г. Каменский // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/29KLSK221.pdf (дата обращения: 10.12.2024).


Коррупциогенные риски модернизации высшего образования в социокультурном контексте современной России: теоретический очерк

Каменский Евгений Георгиевич
ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», Курск, Россия
Доцент кафедры «Философии и социологии»,
докторант по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры»
Кандидат социологических наук
E-mail: kamenskyeg80@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1727-7167
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=336509

Аннотация. В статье акцентируется, что современный культурно-исторический этап развития России может быть охарактеризован как этап масштабной модернизации институциональных основ общества. Декларации результативности проводимого курса модернизации не всегда соотнесены с объективным состоянием социокультурных контекстов, в которых реализуются конкретные управленческие инновации. Обосновывается, что в контексте сложившейся ситуации одним из наиболее деструктивных факторов российской модернизации является коррупция. При этом коррупционность российского общества, его политико-экономических процессов осознается политическим руководством государства, вплоть до Президента России, научным сообществом, общественными объединениями, рядовыми гражданами страны вне зависимости от социально-профессионального статуса. В работе теоретически доказывается, что коррупция обретает черты культурно-регулятивного механизма для социальных практик. Одной из фундаментальных социокультурных структур, подверженных коррупциогенным рискам, является система национального образования. В результате формулируется вывод, что внимание к проблемам подобных рисков для высшей школы объясняется особым статусом последней, фундаментальностью ее социокультурных функций по трансляции культурно-цивилизационных социокодов, разрушение которых способно существенно деформировать всю институциональную систему общества. Это связано, в первую очередь, с тем, что осуществление задач модернизации требует формирования в вузах определенного типа профессиональных кадров, способных выстраивать работу на принципах демократии и законности, соблюдения приоритетов ценности человеческой личности, ее прав и законных интересов вне зависимости от сферы профессиональной реализации.

Ключевые слова: высшее образование; модернизация; коррупция; коррупциогенность; риски; культурная традиция; патернализм; бюрократия

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий