2021. — Т 12. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/19scsk121.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 255.6 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кунилова, К. Д. Этническая диаспора как механизм социальных коммуникаций иностранных студентов в образовательной среде (на примере студентов курских вузов) / К. Д. Кунилова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/19SCSK121.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
Этническая диаспора как механизм социальных коммуникаций иностранных студентов в образовательной среде (на примере студентов курских вузов)
Кунилова Ксения Дмитриевна
ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», Курск, Россия
Аспирант
E-mail: kseniyakunilova@yandex.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=987866
Аннотация. Статья посвящена этнической диаспоре как механизму социальных коммуникаций. Автор предпринимает попытки привести теоретический материал для анализа понятий «диаспора» и «этническая диаспора», определяет основные функции этнонационального сообщества и специфику диаспоры как социокультурной общности. Поскольку диаспора является образованием, которое объединяет внутри себя представителей этнокультурных традиций и носителей единого языка, то она может повлиять на образовательный процесс студентов-иностранцев, которые прибывают из страны-исхода в Россию для получения образования. В сложившихся условиях студентам требуется особая поддержка, а внешние факторы (отношения с русскоязычными студентами и преподавателями, иноязычная и инокультурная среда) формируют наибольшую потребность во взаимодействии со своими соотечественниками.
Выявляются черты этнической диаспоры как субъекта социальных коммуникаций и выделяются факторы, которые характеризуют диаспору как часть образовательного процесса и среды. Автор интерпретирует эмпирические данные, полученные в результате социологического исследования, участниками которого становятся иностранные студенты, обучающиеся в российском вузе и делящиеся опытом интеграции в образовательный процесс, где одним из коммуникативных звеньев становится этническая диаспора.
Сделан вывод о том, что в мультикультурном образовательном пространстве роль диаспоры постепенно повышается, о чем свидетельствует вовлеченность иностранных студентов в диаспоральные сообщества. Основная цель – сохранение своей культурной идентичности, языка и традиций, взаимодействие с соотечественниками и получение помощи в эффективной и менее травмирующей адаптации к новым социокультурным и образовательным условиям. Однако студенты ориентированы и на формирование крепких связей с русскоязычными студентами и профессорско-преподавательским составом. Такие связи способствуют культурному обмену и созданию благоприятных условиях для мультикультурного диалога.
Ключевые слова: диаспора; этническая диаспора; иностранный студент; образовательная среда; адаптация; интеграция; социальная коммуникация

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.