2025. — Т 16. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/17scsk325.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/17SCSK325 (https://doi.org/10.15862/17SCSK325)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 439.9 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Прошкова, З. В. Мотивы выбора школьного онлайн-образования родителями учащихся / З. В. Прошкова, Я. Е. Еременко // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2025. — Т 16. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17SCSK325.pdf. — DOI: 10.15862/17SCSK325. (дата обращения: 09.11.2025).
Мотивы выбора школьного онлайн-образования родителями учащихся
Прошкова Зоя Вячеславовна
ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»,
Санкт-Петербург, Россия
Социологический институт Российской академии наук
Старший научный сотрудник
Кандидат социологических наук
E-mail: eder57@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6219-6905
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=121960
Еременко Яна Евгеньевна
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»,
Санкт-Петербург, Россия
E-mail: firfir5@mail.ru
Аннотация. В статье представлены результаты исследования российских онлайн-школ. Цель — изучить мотивы выбора школьного онлайн-образования родителями учащихся. Актуальность темы обусловлена ростом популярности цифровых дидактических подходов и необходимостью осмысления меняющихся семейных практик в сфере образования детей и молодежи. Среди вопросов исследования — влияние возраста учащегося на уход из традиционной школы, релевантность технологии анализа отзывов в интернете проблематике альтернативных образовательных маршрутов.
В эмпирической части проекта изучались родительские отзывы в сети об опыте обучения детей в онлайн-школах. Проведен компьютерный контент-анализ 60 текстов. Авторами представлен рейтинг причин, по которым семья приняла решение о поступлении учащегося в онлайн-школу. В списке шесть групп высказываний. В первых трех группах содержатся суждения о преимуществах школьного онлайн-образования: качество обучения, формат, образовательная среда. Особенное внимание уделено профессионализму учителей, персонализации образования.
В следующие группы рейтинга отнесены непосредственные причины поступления в онлайн-школу: семейные проблемы и особенности учащегося. Речь идет о разъездах родителей, многодетности, одиноком родительстве, а также здоровье, характере, возрасте, внешкольных занятиях детей. Установлено, что средний и старший возраст школьника — позитивный фактор выбора онлайн-образования. Замыкает рейтинг группа «Время», в которой собраны мнения о сбережении времени учащегося и его семьи за счет обучения в онлайн-школе.
Проведено методологическое осмысление анализа отзывов в интернете как технологии сбора социологических данных. Преимущество метода в доступности и информационной насыщенности эмпирического массива, отсутствии влияния исследователя на первичные материалы. Ограничение подхода в риске фальсификации отзывов.
Результаты исследования можно применять в сфере цифрового образования, семейной политике. Методологический анализ отзывов полезен в обучении социологическим специальностям.
Ключевые слова: онлайн-школы; учащиеся; мотивы семейного выбора; родительские отзывы; качество обучения; образовательная среда; персонализация образовательного маршрута; время

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.





Switch to English language







