2021. — Т 12. — №2 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/15klsk221.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 660.9 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Мальцева, Е. А. Железная дорога в европейской живописи: символика и смыслы / Е. А. Мальцева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/15KLSK221.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Железная дорога в европейской живописи: символика и смыслы
Мальцева Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», Новосибирск, Россия
Доцент кафедры «Философия и культурология»
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, Россия
Институт культуры и молодежной политики
Заместитель директора
Кандидат искусствоведения, доцент
E-mail: eamaltseva@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6425-9888
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=632809
Аннотация. В статье проводится анализ развития образа железной дороги в европейской живописи. Железная дорога стала объектом внимания мастеров искусства с момента своего возникновения и получила свое отображение в произведениях разных видов искусства, в том числе и в живописи. Одно из важнейших изобретений человечества наполнялось художниками разными смыслами, приобретало определенную символику. Среди таких смыслов автором статьи выделена идея взаимодействия железной дороги и природы и два варианта ее интерпретации в европейской живописи — включение железнодорожных путей в природный ландшафт, представление о возможности гармоничного существования природного и технического (работы К. Писсарро, В. ван Гога) и противопоставление железнодорожных объектов традиционному ландшафту (картины А. Менцеля, К. Писсарро). Отмечается также нашедшее отражение в живописи противопоставление железной дороги традиционным видам транспорта — конному и водному (полотна У. Тернера, К. Моне, Т. Кунео). Анализ живописных произведений позволил выявить разнообразную символику железной дороги. Достаточно часто она изображается как символ технического прогресса, с одной стороны, позволяющего двигаться обществу в яркое будущее (работы П. Майерхейма, К. Моне), с другой стороны неумолимо уничтожающего прошлое (произведения Дж. Мартина, И. Паннаджи, Л. Руссоло, Дж. Северини). Изображение вокзала, железнодорожного вагона в европейской живописи часто связывают с образом дома, в таком случае он становится или символом бездомности, неустроенности человека (картины У. Боччони, П. Дельво), или временным домом, пристанищем (работы Я. Броса, Дж. Тиссо, А. Соломона, А. Менцеля, О. Домье). Кроме того, отмечается зародившаяся в ХХ в. и нарастающая в современной живописи тенденция изображения железнодорожной техники как самостоятельного эстетического объекта, вызывающего ностальгию по эпохе пара.
Ключевые слова: железная дорога; образ железной дороги; европейская живопись; поезд в живописи; вокзал в живописи; технический прогресс в искусстве
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.