Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/12klsk122.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 316 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Мальцева, Е. А. Символика и смыслы образа железной дороги в художественной культуре России: концепты «путь», «дорога» / Е. А. Мальцева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/12KLSK122.pdf (дата обращения: 11.12.2024).


Символика и смыслы образа железной дороги в художественной культуре России: концепты «путь», «дорога»

Мальцева Елена Александровна
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», Новосибирск, Россия
Доцент кафедры «Философия и культурология»
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск, Россия
Институт культуры и молодежной политики
Заместитель директора
Кандидат искусствоведения, доцент
E-mail: eamaltseva@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6425-9888
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=632809

Аннотация. В статье рассматривается символическое наполнение образа железной дороги в отечественной художественной культуре. На материале произведений литературы, живописи, театра, кинематографа раскрывается образ железной дороги как символа пути/дороги, выявляются ключевые смыслы в данном контексте. В литературе через описание железнодорожного путешествия с чередующимися движением и остановками, неожиданными для путника поворотами, сменой попутчиков происходит осмысление жизненного пути человека или даже всего человечества. В театральном искусстве данный смысл передается за счет переноса места действия спектакля в железнодорожное пространство. Через образ железной дороги художественному осмыслению подвергается идея дороги как пути к смерти. В русской литературе неоднократно описана смерть под колесами поезда, а само техническое устройство получило устойчивое сравнение с мифологическим чудовищем. В железнодорожных образах нашло свое воплощение представление о дороге как о границе между прошлым и будущим, а также символе неукорененности в пространстве. Мотив перекрестка путей реализуется в образе вокзала как места встреч и расставаний, выбора пути, изменений в судьбе. Однако тот же вокзал может приобрести значение места, объединяющего представителей разных социальных слоев. В целом железная дорога в искусстве становится символом духовной трансформации как всего человечества, живущего в техногенной цивилизации, так и отдельного человека, попавшего в конкретное железнодорожное пространство. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о глубоком смысловом наполнении образа железной дороги в художественной культуре, об устойчивости и универсальности его символизма.

Ключевые слова: железная дорога; вокзал; путь; дорога; символика; образ; художественная культура

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий