2023. — Т 14. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/11scsk423.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 388.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Мирюкова, М. А. Процессуально-технологические основы формирования субъективного благополучия несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра: социологический анализ / М. А. Мирюкова, С. Г. Терскова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/11SCSK423.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
Процессуально-технологические основы формирования субъективного благополучия несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра: социологический анализ
Мирюкова Мария Александровна
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной
службы при Президенте Российской Федерации», Калининград, Россия
Доцент кафедры «Юриспруденции»
Кандидат социологических наук, доцент
E-mail: sokolova_mariya@inbox.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=439840
Терскова Светлана Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный индустриальный университет», Новокузнецк, Россия
Доцент кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин»
Кандидат социологических наук, доцент
E-mail: sg-terskova@mail.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=724304
Аннотация. В статье авторы проводят подробный анализ содержания понятия «благополучие», выделяют его структурные элементы в виде объективного благополучия и субъективного благополучия, уделяют отдельное внимание роли субъективного благополучия в реалиях современного общества, взаимосвязи данного социального явления с деятельностью различных социальных институтов. В работе отражена роль деятельности социальных служб в совершенствовании и сохранении базовых гарантий полноценной жизнедеятельности детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ключевая роль в этом процессе отводится социально-реабилитационным центрам для несовершеннолетних, осуществляющих реабилитацию, защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. В статье рассматриваются основные этапы процесса реабилитации несовершеннолетних и технологии формирования субъективного благополучия на разных этапах социализации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационных центров. Для изучения уровня субъективного благополучия детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально-реабилитационных центрах г. Новокузнецка, авторами было проведено социологическое исследование. В частности, тестовый опрос «Шкала субъективного благополучия» проводился по методике Perrudet-Badoux, Mendelssohn и Chiche в адаптации В.М. Соколовой при поступлении несовершеннолетнего в социально-реабилитационный центр, интервьюирование несовершеннолетних и повторное контрольное тестирование по окончании реабилитационных мероприятий. Проведенное исследование показывает неразрывную связь выделенных комплексов различных социальных процессов и взаимодействий с удовлетворенностью жизнью, их влияние на уровень субъективного благополучия. Результаты повторного итогового тестирования показали положительный эффект от реабилитационных мероприятий, проводимых в условиях социально-реабилитационного центра: у детей улучшился эмоциональный фон, повысилась самооценка, доверие к окружающим, значительно улучшился эмоциональный самоконтроль, стала появляться гибкость, общительность и уверенность в будущем. Авторы отмечают, что формирование субъективного благополучия несовершеннолетних является основной задачей центра, а процесс социальной реабилитации можно рассматривать как процессуальную технологию формирования субъективного благополучия несовершеннолетних.
Ключевые слова: благополучие; несовершеннолетний; общество; объективное благополучие; потребность; самоактуализация; социализация; социальная реабилитация; социальная ценность; субъективное благополучие; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.