Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019. — Т 10. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/06scsk419.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 243.6 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Мусийчук, М. В. Проявление мудрости в остроумии художников и музыкантов (контент-анализ биографических анекдотов) / М. В. Мусийчук // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/06SCSK419.pdf (дата обращения: 28.03.2024).


Проявление мудрости в остроумии художников и музыкантов (контент-анализ биографических анекдотов)

Мусийчук Мария Владимировна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Институт педагогики, психологии и социальной работы
Кафедра «Психологии»
Профессор
Доктор философских наук, доцент
E-mail: mv-mus@mail.ru

Аннотация. Проанализировано проявление мудрости в остроумии музыкантов и художников на выборках биографических анекдотов (текстов с высокой концентрацией юмора по определению) великих музыкантов и художников. Анализируя проявления мудрости как духовного универсума, определимся с концептуальной идей, какая позволит рассматривать мудрость в контексте юмористических текстов. Юмор представляет собой обобщенное отражение действительности, идеальную форму, выраженную на уровне смыслов, не принадлежащих самому предмету, а выражающих отношение субъекта к значению языковых высказываний, связанных текстов, образов сознания, ментальных состояний и действий.

В качестве метода исследования использовался контент-анализ анекдотов, курьезов, историй (биографических анекдотов) из жизни известных художников и музыкантов. Смысловые единицы анализа выделялись по ряду оснований: чувство юмора и 12 приемов остроумия (классификация А.Н. Лука).

В двух выборках содержаться имена великих и отечественных музыкантов и художников. Получены следующие данные: чувство юмора отмечено в биографических анекдотах музыкантами чаще чем художниками. По количеств применяемых приемов остроумия равны музыканты и художники, применяющие по девять приемов, перечислим их в прядке убывания частотности: ирония, намек, метафора, ложное противопоставление и двойное истолкование, смешение стилей или «совмещение планов», доведение до абсурда, парадокс. Не отразились в использованной выборке такие приемы как: остроумие нелепости, сравнение, повторение. Таким образом. отметим, что спецификой протекания творческого процесса объясняется превышение количества единиц использования приемов остроумия, применение которых зафиксировано в биографических анекдотах о музыкантах и художниках. Дискуссионным представляется вопрос об отнесении к понятию «мудрость», сентенций, изложенных в форме приема остроумия «ирония» в виде сарказма.

Ключевые слова: мудрость; юмор; приемы остроумия; анекдот; великие музыканты и художники; контент-анализ

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий