Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2020. — Т 11. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/05scsk220.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 436.4 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Салистая, Г. С. К методологии исследования преждевременной социализации / Г. С. Салистая, Н. А. Перинская // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/05SCSK220.pdf (дата обращения: 23.04.2024).


К методологии исследования преждевременной социализации

Салистая Галина Станиславовна
АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Москва, Россия
Преподаватель кафедры «Социологии»
E-mail: galinasol@inbox.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8940-7090
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=860156

Перинская Наталья Алексеевна
АНО ВО «Московский гуманитарный университет», Москва, Россия
Доцент кафедры «Социологии»
Кандидат социологических наук
E-mail: nperinskaya@gmail.com
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-5983-0418
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=778327

Аннотация. В статье рассматриваются методологические основы изучения преждевременной социализации российских подростков. Преждевременная социализация показана как результат отклоняющейся социализации, связанной с освоением нехарактерных для подросткового возраста социальных ролей и выполнением социальных функций представляющих, как правило, социальную проблему для индивида в связи с его психологической и социальной незрелостью. Обозначен вынужденный характер преждевременной социализации, что позволяет трактовать ее как вариант разновидности социализационной не нормы.

В рассмотрении основных теоретических подходов к изучению социализации личности и методологических основ исследования преждевременной социализации авторы опираются на теоретические положения концепций социализационной нормы и социализационной траектории, а также методологические подходы к изучению такого отклонения в социализации, как преждевременная социализация, связанная с освоением и выполнением подростками социальных ролей, находящихся за пределами их возрастных границ и предписанных социокультурных норм их социализации.

Раскрыто содержание концепции социализационной нормы как конструкта, позволяющего измерить соотношение нормы и отклонения в результативности социализации личности. Определена продуктивность выделения социализационной нормы при исследовании детской и подростковой возрастных групп. Преждевременная социализация идентифицирована как разновидность социализационной не нормы. Обсуждена возможность траекторной модели социализации как индивидуализированного интегрального показателя продемонстрировать в графической форме разновидности социализации по критерию ее результативности.

На основании статистических данных осуществлен анализ проявлений преждевременной социализации по характеру освоения российскими подростками не свойственных их возрасту «взрослых» социальных ролей, которые включают в себя: роли работника в контексте «детского труда»; роли безнадзорных и беспризорных «уличных детей»; роли мужа и жены; сексуальные роли; роли родителей. Авторы статьи не ограничиваются рассмотрением преждевременной социализации российских подростков как отклонения. В статье анализируются и одобряемые в обществе проявления такой социализации. Обосновывается необходимость уточнения трактовки понятия преждевременной социализации российских подростков.

Ключевые слова: социализация; социализационная норма; преждевременная социализация; социализационная траектория; российские подростки; социальная роль

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий