2019. — Т 10. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/02flsk119.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 378.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Лазаренко, Л. В. К вопросу об эмпирических возможностях использования категории «гетеротопия» в процессе интерпретации литературного произведения (на материале «Итальянского путешествия» И.В. Гёте и «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина) / Л. В. Лазаренко // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/02FLSK119.pdf (дата обращения: 13.12.2024).
К вопросу об эмпирических возможностях использования категории «гетеротопия» в процессе интерпретации литературного произведения (на материале «Итальянского путешествия» И.В. Гёте и «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина)
Лазаренко Любовь Витальевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Технологии. Дизайн. Искусство)», Москва, Россия
Доцент
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: lazarenko.kashtan@yandex.ru
Аннотация. В статье главным объектом исследования является фуколтианская категория гетеротопии, рассматриваемая в ее широком и узком – более эмпирически продуктивном – значении. Самим Фуко гетеротопия была определена лишь «рамочно», им не было разработано непротиворечивой теории пространств. Пожалуй, Фуко только очертил будущую возможную территорию социально-философских исследований, объектом которых могут быть структура, функции, интерпретации местоположений. Использование понятия гетеротопия в узком значении опирается на идею сингулярности, указывающей на исключительный статус некоторых топосов внутри социального мира, эти местоположения являются образом или квинтэссенцией определенных механизмов социальности, подчас самих ее основ. В настоящей статье внимание сосредоточено в первую очередь на образах гетеротопий исключения как вполне воплощающих узкий смысл понятия и отражающих исходный посыл Фуко об отношении общества и субъекта. Гетеротопия исключения – пространство, в котором происходит субъективация и ресубъективация лица и объективация социальных регламентов в разнообразных практиках, апеллирующих к изъятию, ограничению, управлению поведением индивидов. При этом гетеротопия исключения может быть временным пристанищем, местом посещения, но она всегда сохраняет свою изолированность и специфическую исключительность. Это не просто место, иное по отношению к другим местам, это место, в котором реализованы в точке критического максимума господствующие внутри той или иной эпохи представления о контроле и порядке, о норме, упрощенной структуре социального мира.
Литература о путешествиях как поле текстов, зачарованных пространствами, выглядит благодатным материалом для диалога о местоположениях, нагруженных устойчивыми социальными смыслами, местоположениях, являющихся особенными по сравнению со многими другими местами, имплицитно воплощающими, моделирующими и воспроизводящими те или иные основания социальности. Возможность использования понятия гетеротопии для критической интерпретации литературного текста были исследованы на материале «Итальянского путешествия» И.В. Гёте и «Писем русского путешественника» Н.И. Карамзина. В процессе анализа главным объектом внимания стало изображение в названных текстах именно гетеротопий исключения.
Ключевые слова: гетеротопия; гетеротопия исключения; социальность; художественное пространство; Гёте; Карамзин; литература о путешествиях
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.