2023. — Т 14. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/71flsk423.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 446.1 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шабалина, В. Я. Нарушения смысловой адекватности письменной речи как коммуникативно-прагматический сбой в методическом дискурсе / В. Я. Шабалина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/71FLSK423.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Нарушения смысловой адекватности письменной речи как коммуникативно-прагматический сбой в методическом дискурсе
Шабалина Вера Яковлевна
ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан», Казань, Россия
Научный сотрудник, редактор
ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», Киров, Россия
Аспирант
E-mail: sh_ver@mail.ru; stud127573@vyatsu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5332-0989
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1064148
Аннотация. Статья посвящена анализу нарушений смысловой адекватности речи в письменном методическом дискурсе. Названные автором признаки методического дискурса аргументируют важность точной и адекватной передачи авторской интенции в тексте. Актуальность работы состоит в установлении причин неадекватной передачи смысла, признаваемой следствием коммуникативно-прагматического сбоя в дискурсе. С позиций коммуникативно-прагматического подхода, сбоем может считаться искаженная передача информации, обусловленная нарушением литературной нормы при речевом оформлении текста его адресантом. Нарушение в речи чаще всего содержит риск затрудненного восприятия смысла фразы или фрагмента дискурса его адресатом. Для определения причин нарушений смысловой адекватности письменной речи в методическом дискурсе на материале сданных в печать рукописей методических материалов было выявлено и классифицировано более 900 отклонений от ясной и понятной речи. Факты таких отклонений были сгруппированы в рамках лексического и грамматического уровней нормы и охарактеризованы в рамках существующей типологии речевых ошибок. Названы четыре причины нарушений смысловой адекватности с позиций прагматики адресанта речи. Автор пришел к выводу, что факторы, препятствующие цели доступной передачи информации и ее разъяснения, имеют, с одной стороны, языковой характер, так как смысловая точность речи определяется прежде всего соответствием языкового оформления мысли литературным нормам, и, с другой стороны, когнитивный, обращенный к информационной базе и навыкам определенных речевых действий адресанта. Практическая значимость полученных результатов заключается в выявлении наиболее типичных отклонений от норм точной и ясной речи в методическом дискурсе и их характеристике.
Ключевые слова: методический дискурс; адресант речи; смысловая адекватность; языковая норма; лексико-семантические ошибки; логико-грамматические ошибки
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.