2023. — Т 14. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/70klsk423.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 333.6 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Оводова, С. Н. Репрезентация дискурса глобального и локального в искусстве Дамира Муратова / С. Н. Оводова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/70KLSK423.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Репрезентация дискурса глобального и локального в искусстве Дамира Муратова
Оводова Светлана Николаевна
ФГБОУ ИВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет», Москва, Россия
Заведующая кафедрой «Социологии и медиакоммуникаций»
Кандидат философских наук, доцент
E-mail: snovodova@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3408-1913
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=659052
Аннотация. В статье исследуются возможности применения дискурса постколониальных исследований и деколониального поворота к анализу художественных практик. В качестве объекта исследования выбраны художественные практики Дамира Муратова, где он работает с образами «сибирскости» и «омскости». Посредством разбора картин «Соединенные штаты Сибири», «Объединенное королевство Сибири», «Сибирь — остров свободы», а также цикла работ «Если бы они родились в Сибири» и «Мох» выявляются смысловые приемы, позволяющие определить, как осуществляется репрезентация дискурса глобального и локального в художественном материале. Художник одновременно использует штампы о Сибири и деконструирует их. В работах Дамира Муратова можно найти маркеры постколониального и деколониалного дискурсов осмысления глобального и локального. Постколониальный нарратив о локальности конструируется иронично путем привнесения глобальных образов в локальный контекст, что приводит к деконструированию глобального, одновременно с этим происходит вписывание локальных смыслов в глобальные тренды. Нарративы и визуализации локальной идентичности конструируются посредством качания между иронией над своей провинциальностью и искренностью, проявляющейся в поэтизации региональной специфики отличной от столичного и глобального нарративов. Деколониальный дискурс репрезентируется за счет поиска самобытных смыслов локальности за пределами бинарных оппозиций, где локальное противопоставляется либо глобальному, либо столичному (центру). Деколониальный дискурс позволяет возвратить субъектность в нарратив о локальной идентичности, т. к. ключевые характеристики локального репрезентируются не в сопоставлении с иным, Другим, а локальность обретает свой собственный язык и образный ряд.
Ключевые слова: глобальное; локальное; дискурс; постколониальные исследования; деколониальное; искусство; Дамир Муратов
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.