2023. — Т 14. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/62scsk323.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/62SCSK323 (https://doi.org/10.15862/62SCSK323)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 344.1 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Прошкова, З. В. Выбор технической специальности студентами российских вузов: поколенческий анализ / З. В. Прошкова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/62SCSK323.pdf. — DOI: 10.15862/62SCSK323. (дата обращения: 13.12.2024).
Выбор технической специальности студентами российских вузов: поколенческий анализ
Прошкова Зоя Вячеславовна
ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»
Социологический институт Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия
Старший научный сотрудник
Кандидат социологических наук
E-mail: eder57@yandex.ru
Аннотация. В статье речь идет о наследовании технических профессий на протяжении трех поколений семьи. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучить влияние семьи на образовательный, профессиональный и культурный капитал учащейся молодежи. Основными вопросами проекта являются образовательные и профессиональные пути нескольких поколений семьи, семейный капитал, мотивы выбора технической профессии студентами российских вузов, династии технических специалистов, сбор биографических сочинений как метод эмпирической социологии.
Анализировались письменные автобиографии студентов технических специальностей российских высших учебных заведений. Изучался образовательный опыт родителей, бабушек и дедушек информантов. Автором представлена классификация профессий старших поколений семьи. Тексты обрабатывались с помощью специализированных компьютерных программ.
Установлено, что техническая профессия лидирует в списке занятий старших поколений семьи студентов. На второй позиции находятся работники в сфере экономики. В династиях технических специалистов главным фактором выбора профессии выступает наследование семейного профессионального, образовательного, культурного и социального капитала. В других семьях основными мотивами выбора технического образования и профессии являются способности и интересы студента, а также перспективы высокого дохода. Наследование профессии замыкает рейтинг причин поступления на технические факультеты.
Проведен методологический анализ сбора биографических сочинений. Подход минимизирует присутствие исследователя на полевом этапе реализации проекта, позволяет использование компьютерной обработки текстов, релевантен изучению поколенческой проблематики в социологии. Среди недостатков метода — неполнота получаемой первичной информации.
Результаты проекта можно применять для решения задач социальной политики в сферах труда, образования и семьи. Для социологии важен опыт поколенческого анализа биографических материалов. Кроме того, результаты исследования используются в социологическом образовании.
Ключевые слова: техническая профессия; техническое образование; студенты; поколение; наследование профессии; семейный капитал; культурный капитал; биографические сочинения
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.