2022. — Т 13. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/54scsk422.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 319.3 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Матчинова, Н. В. Совершенствование профессионально-прикладного раздела физической культуры средствами единоборств и боевых искусств / Н. В. Матчинова, О. В. Жирная, Д. А. Токарев // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/54SCSK422.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Совершенствование профессионально-прикладного раздела физической культуры средствами единоборств и боевых искусств
Матчинова Нина Викторовна
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева»
Калужский филиал, Калуга, Россия
Заведующий кафедрой «Физического воспитания»
Доцент
Жирная Ольга Владимировна
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева»
Калужский филиал, Калуга, Россия
Доцент кафедры «Физического воспитания»
Токарев Дмитрий Анатольевич
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. Тимирязева», Москва, Россия
Старший преподаватель кафедры «Физической культуры»
Аннотация. Актуальность темы представленного ниже исследования определяется необходимостью базовой подготовки как военного, так и гражданского населения России к активному силовому противодействию внешним и внутренним врагам нашей Родины средствами боевых искусств и единоборств на объектах массового обучения социального контингента в том числе на кафедрах физического воспитания (физической культуры) аграрных вузов страны.
Однако предполагается, что специально отобранные и правильно сгруппированные технические и психологические приемы (элементы) спортивных единоборств в синтезе с практикой применения тактических приемов боевых искусств могут успешно выполнить поставленную профессионально-прикладную задачу.
Целью исследования выступает организация и последующая оценка результатов экспериментального внедрения системы FM в практику проведения занятий по физической культуре в аграрном вузе, точнее, в РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева.
Организация и методика проведения исследования. Для проверки степени применимости системы FM в качестве модели профессионально-прикладной подготовки студентов аграрного вуза на занятиях по физической культуре было выделено несколько экспериментальных учебных групп, состоящих почти исключительно их девушек.
Чтобы адаптировать организм и психику к неспецифическим для физической культуры приемам, соответствующим образом были скорректированы гимнастическая и легкоатлетическая части разминки, а также игровая подготовка студентов.
Первый этап эксперимента длился один семестр (с начала сентября — до середины декабря 2022 года) и заканчивался промежуточным педагогическим, а точнее, психолого-педагогическим тестированием.
Выводы. По результатам промежуточного тестирования можно подвести следующие предварительные, а потому требующие последующей дополнительной проверки итоги:
- на первом этапе суммарный уровень усвоения материала у девушек в среднем опережает данный показатель у юношей. Например, по показателям гибкости на уровень получивших зачет девушек сумели выйти только трое юношей. Исключение составляют показатели силы и резкости (ускорения в заключительной фазе движения, действия, двигательного акта) выполнения приемов. Здесь более 70 процентов юношей вполне закономерно опережают девушек, причем всех;
- у экспериментальной группы девушек, посещавших занятия по физической культуре регулярно и без значительных пропусков, успешно, то есть на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» с плановыми тестовыми показателями справились более 63 процентов контингента (в основном это те, кто в прошлом занимался танцами или спортом, не относящимся к единоборствам). Для сравнения укажем, что у юношей на «хорошо» и «отлично» с плановыми тестовыми показателями справились менее 18 процентов контингента;
- 11 девушек и 6 юношей выбыли из экспериментальной группы по причине перехода в секции тхэквондо, бокса и кикбоксинга.
Общим выводом по результатам промежуточного тестирования на первом этапе эксперимента служит предварительно обоснованный тезис о том, что девушки-студентки аграрного вуза в контексте профессионально-прикладной подготовки в среднем показали себя более успешным и мотивированным контингентом, чем студенты-юноши. Естественно, этот вывод касается только тех студентов, которые не имели в прошлом значительного (более 2 лет) стажа занятий тем или иным видом единоборств.
Ключевые слова: профессионально-прикладной раздел физической культуры; единоборства; боевые искусства; подготовка воинского и гражданского контингента; активное силовое противодействие; кафедры физического воспитания (физической культуры) аграрного вуза; эксперимент; педагогическое тестирование
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.