2020. — Т 11. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/53scsk420.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 266.7 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Синютин, А. А. Трансформация ритуалов в контексте стилевой дифференциации культуры / А. А. Синютин // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/53SCSK420.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Трансформация ритуалов в контексте стилевой дифференциации культуры
Синютин Александр Александрович
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: ssinyutin@mail.ru
Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть изменения в ритуальных практиках, характерных для советского периода существования общества по сравнению с современными тенденциями в области такой формы культуры, как праздники и связанные сними ритуалы. Проведенный анализ опирается на теорию моностилистической и полистилистической культуры, разработанной Л.Г. Иониным, которая позволила проанализировать взаимозависимость базисных фундаментальных ценностей российской культуры советского периода с их реализацией в отношении государственных праздников. Автор показывает, как ритуальные действия, осуществляемые в ходе праздников, способствовали формированию идентичности как части культурного целого. Установлено, что разрушение основных принципов моностилистической советской культуры вызвало кризис идентичности на уровнях государства, общества и личности. Это было в значительной степени обусловлено тем, что вновь созданное российское государство функционировало без государственного флага и гимна, т. к. символическое оформление смысла конституирования нового российского государства также вызвало общественную дискуссию. Закономерно, что в этих условиях в различных регионах России наблюдалась активизация введения различных ритуалов, направленных на закрепление культурной самобытности локального уровня. Их утверждение начиналась с публичной репрезентации внешних форм культуры – символики одежды, поведенческого кода и т. д. Но наряду с распространением ритуалов на локальном уровне постепенно происходит институционализация культуры потребления, формирование ориентиров, ранее не характерных для российской культуры: празднование Дня святого Валентина, Хэллоуина, региональные фестивали (цветов, дней урожая и пр.). Анализ факторов и условий трансформации ритуалов в контексте стилевой дифференциации культуры позволил прийти к следующим выводам: разрушение основных принципов моностилистической советской культуры вызвало кризис идентичности на уровне государства, общества и личности. Параллельно с этим начался поиск новых смыслов, идентичностей, создание новых культурных форм, но уже в соответствии с ценностями и идеями общества потребления, что привело к распаду моностилистической культуры, проявление которого можно наблюдать, в частности, в отношении к официальным ритуалам.
Ключевые слова: ритуал; праздник; ценности; моностилистическая культура; полистилистическая культура; трансформации
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.