Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/53flsk422.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/53FLSK422 (https://doi.org/10.15862/53FLSK422)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 398.2 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Маллалиев, Г. Н. Жанр литературной эпитафии в табасаранской поэзии / Г. Н. Маллалиев // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/53FLSK422.pdf. — DOI: 10.15862/53FLSK422. (дата обращения: 19.05.2024).


Жанр литературной эпитафии в табасаранской поэзии

Маллалиев Гюлахмед Нуралиевич
ФГБУН «Дагестанский федеральный исследовательский центр Российской академии наук», Махачкала, Россия
Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы
Научный сотрудник отдела литературы
Кандидат филологических наук
E-mail: gyu76@yandex.ru
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=500803

Аннотация. Статья посвящена исследованию жанра литературной эпитафии в табасаранской поэзии. В водной части, носящей теоретический характер, показано отличие между кладбищенской и литературной эпитафией, выявлены конституциональные признаки двух жанровых разновидностей, констатируется степень освоения жанра в литературах народов Дагестана.

В основной части работы на материале поэтических текстов поэтов Г. Гаджиева и Р. Рамазанова проведен тематический, структурно-композиционный анализ, а также анализ субъектной организации текстов табасаранской литературной эпитафии. Автор приходит к выводу, что литературная эпитафия в табасаранской поэзии имеет назидательный и сатирический характер; в ней подвергаются осуждению поступки и качества людей, которые противоречат народному идеалу женщины, матери, горца — супружеская неверность, насилие по отношению к людям, себялюбие и равнодушие, порочность и упорство в совершении грехов. Также в эпитафиях поднимаются проблемы воздания за земную жизнь, благодарности усопшим за их труд и добро, совершенное при жизни, философские вопросы — бренности жизни, тщетности людских желаний.

Табасаранской литературной эпитафии присуща многосубъектность: субъектами речи в ней могут выступать усопший, надгробная плита, родственник умершего, человек, который вырезал надпись на надгробье; текст надписи может быть обращен от лица усопшего к живым, от лица живых к умершему, к прохожему и т. д.

Преимущественная композиционная форма бытования литературной эпитафии в табасаранской литературе — четверостишие; реже встречаются двустишья и восьмистишия. От формы зависит и степень лаконичности эпитафий — в двустишьях мысли выражены лапидарно, четверостишьям присуща философская обобщенность, восьмистишья, как правило, имеют лирический сюжет.

Ключевые слова: эпитафия; надгробный камень; табасаранская литература; назидание; субъект речи; цикл; надгробная надпись; адресат

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий