2023. — Т 14. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/50flsk323.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 494.9 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Кошарная, С. А. Фольклоризмы и религионимы в поэзии Николая Гладких / С. А. Кошарная, Л. И. Плотникова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/50FLSK323.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
Фольклоризмы и религионимы в поэзии Николая Гладких
Кошарная Светлана Алексеевна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия
Профессор кафедры «Русского языка и литературы»
Доктор филологических наук, профессор
E-mail: kosharnaja@bsu.edu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4541-3979
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=354860
Плотникова Лариса Ивановна
ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Белгород, Россия
Профессор кафедры «Русского языка и литературы»
Доктор филологических наук, профессор
E-mail: plotnikova@bsu.edu.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=796885
Аннотация. В последние десятилетия появилось достаточно большое количество исследований, посвященных изучению творчества региональных поэтов в контексте решения проблемы взаимодействия языка и культуры. И здесь особую важность приобретает изучение индивидуальной языковой художественной картины мира авторов, не получивших, возможно, широкой известности в литературе, но тем не менее вместивших в своё творчество русскую литературную традицию и при этом запечатлевших в художественном тексте своё индивидуальное мировоззрение, которое может быть осмыслено как этнокультурно обусловленное.
В данной статье рассматриваются особенности идиостиля белгородского поэта ХХ века Николая Гладких, проявляющиеся в употреблении автором фольклорной и религиозной лексики. Лингвокультурологический анализ лексем показал, что, несмотря на ограниченность доступного для читателей наследия данного поэта, опубликованные тексты свидетельствуют о том, что авторские ассоциации, трансформация традиционных элементов посредством авторского прочтения народной символики и внутриконтекстных семантических приращений в значительной мере основаны на устремленности поэта в культурное прошлое, на осознании собственных истоков и обусловлены не только замыслом и мотивами поэтических сюжетов, но и намеренным обращением автора — лингвиста по образованию — к прецедентными лексическим феноменам, детерминирующим «русский» взгляд поэта на окружающую действительность. В результате поэтическая картина мира Н. Гладких последовательно объективируется при помощи языковых средств, устанавливающих связь индивидуально-авторского видения с фольклорной и религиозной картинами мира. В то же время в сохранении исторической взаимосвязи современности с прошлым обнаруживается следование Н. Гладких русской литературной традиции. В связи с этим целью нашей работы является лингвокультурологическое описание языковых средств, функционирующих в лирике белгородского поэта и квалифицируемых нами как фольклоризмы и религионимы. Именно в мифологических и фольклорных символах наиболее ярко отражается национальная и идиостилевая специфика лирической системы Н. Гладких.
Ключевые слова: художественная картина мира; идиостиль; лингвокультуролология; этнокультура; языковая картина мира; фольклоризм; религионим; Н. Гладких
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.