2023. — Т 14. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/49flsk423.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 323.6 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Сильченко, Г. В. «Осенние вечера» П.П. Ершова как метапоэтический текст / Г. В. Сильченко, И. Г. Вьюшкова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/49FLSK423.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
«Осенние вечера» П.П. Ершова как метапоэтический текст
Сильченко Григорий Викторович
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал), Ишим, Россия
Доцент кафедры «Гуманитарных дисциплин и методик их преподавания»
Кандидат филологических наук
E-mail: grishanja1982@mail.ru
Вьюшкова Ирина Геннадьевна
ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
Ишимский педагогический институт имени П.П. Ершова (филиал), Ишим, Россия
Доцент кафедры «Гуманитарных дисциплин и методик их преподавания»
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: wjuschkowa@rambler.ru
Аннотация. В статье представлен анализ прозаического цикла Петра Павловича Ершова «Осенние вечера» (1850) с точки зрения метапоэтического подхода. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что современная филологическая наука активно использует новые подходы к исследованию процесса творчества и саморефлексии автора, но творчество П.П. Ершова находится на периферии этого процесса. Научная новизна исследования заключается в том, что авторы статьи на материале прозаического цикла «Осенние вечера», который рассматривается как метапоэтический текст, а также с опорой на эпистолярное наследие писателя раскрывают негативное отношение П.П. Ершова к эстетическим принципам «натуральной школы», сложившейся в 1840-е годы, и приходят к выводу, что поэт остается в рамках романтической традиции. Ершовский цикл представляет собой поздний образец прозаической циклизации «вечернего» типа. В структурном плане отдельные повести цикла заключаются в рамку, которая представляет собой суждения, комментарии, споры рассказчиков о той или иной истории. Именно дискуссии героев-рассказчиков (Безруковского, Академика, Лесняка, Немца, Таз-баши), составляющие рамочную конструкцию для основных повестей, содержат метапоэтический материал. Участниками встречи обсуждаются такие аспекты творчества, как цель, предмет и условия изложения, то есть языковая оформленность историй. Предметом творчества, по мнению П.П. Ершова, должны выступать любовь, мечта, радость, печаль, те категории, которые раскрывают всю многомерность человеческой природы, а не сводят ее только к социальным противоречиям, что, по мнению писателя, свойственно «натуральной школе». В статье указывается на то, что П.П. Ершов утверждает такие принципы творчества, как одухотворенность, романтическая возвышенность, мечтательность. Также авторы отмечают важность религиозного аспекта в метапоэтике П.П. Ершова. Творческий процесс у писателя представляет собой соединение земного и небесного миров, а такие категории, как чудо и тайна обретают свою полноценность лишь в рамках религиозного дискурса.
Ключевые слова: П.П. Ершов; метапоэтика; метапоэтический текст; прозаический цикл; циклизация; романтизм; «натуральная школа»; повесть
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.