2023. — Т 14. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/42klsk323.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 286.2 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шляков, А. В. Женщины в советской рок-музыке: мотивы и образы / А. В. Шляков // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/42KLSK323.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
Женщины в советской рок-музыке: мотивы и образы
Шляков Алексей Владимирович
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия
Профессор кафедры «Гуманитарных наук и технологий»
Доктор философских наук, доцент
E-mail: schafferhund@rambler.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4294-2704
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=680196
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57200215406
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению такого явления отечественной культуры как «советский рок» и, в частности, месту женщины в рок-музыке. в сознании большинства людей рок-музыка является «мужским» делом. Рок-музыка не вписывается в сферу «женских дел» и не вызывает одобрения в обществе, так как это и физически тяжело и не связана с потребностью женщины демонстрировать свою красоту. Были выявлены и проанализированы основные мотивы, которыми руководствуются представительницы женского пола при выборе роли исполнительницы рок-музыки. К таким мотивам можно отнести следующие: осознание слабости авторского материала, которые не способен конкурировать в классической, джазовой, эстрадной или популярной нишах, потребность в правдоискательстве, поиск надежной опоры в лице мужественного окружения, социальная мимикрия, выступающая способом защиты, компенсация собственной невзрачности, стремление на фоне мужчин акцентировать внимание на своем женском начале. Обнаружено, что изначально в советской рок-музыке образ исполнительницы носил маскулинные черты. Необходимость в демонстрации мужественности связана с обеспечением безопасности от сексуальных посягательств. А также для завоевания авторитета женщине приходилось проявлять интерес к «мужским» занятиям (автомобили, мотоциклы, алкоголь), что приводило к тому, что женщина становилась «своим парнем», и при этом не рассматривалась как женщина. Помимо этого, женщина рок-музыкант не должна быть внешне привлекательной и сексуальной, чтобы не спровоцировать ревность со стороны зрительниц. Маскулинизация выступала процессом формирования устойчивых образцов поведения, свойственных мужчине, через подражание мужчинам в стиле одежды, в манере держаться, в повседневных привычках, в том числе курении, сквернословии, употребление алкоголя. Установлено, что после распада Советского Союза маскулинная стратегия образа сменилась на квир стратегию.
Ключевые слова: женщина; рок-музыка; маскулинность; феминность; гендер; образ; идентичность
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.