2019. — Т 10. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/41flsk419.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 368.8 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Жаманкозова, А. Т. Теоретическое осмысление трагического в казахской литературе / А. Т. Жаманкозова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/41FLSK419.pdf (дата обращения: 12.12.2024).
Теоретическое осмысление трагического в казахской литературе
Жаманкозова Арилана Тулендиевна
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Нур-Султан, Республика Казахстан
Доцент
Кандидат филологических наук
E-mail: arilana70@mail.ru
Аннотация. В статье раскрыты теоретические основы трагического в литературе. Автор изучил труды классиков русского литературоведения, академические школы и подходы в решении заявленной проблемы. Особое значение приобретает трагическое как модус художественности, в котором разрешение конфликта выступает типом авторской эмоциональности. Автор считает, что трагическое в художественном произведении обращается к внутренним глубинам человеческой души и помогает раскрытию и оценке событий через абсолютный ценностный центр личности. Этим центром является система ценностей героя, к которой и автор, и читатель относятся как к «я-в-мире», сопереживая с ним все перипетии трагической борьбы. Автор отмечает, что содержанием, близким к трагическому в литературе, выступает драматическое. Близость категорий определяется многими позициями. Как и в трагическом, в драматическом возможна борьба, накал страстей, страдание и даже гибель. Автор считает, что основной категориальной характеристикой трагического, отличающего его от других категорий, является непримиримость. Автор доказывает, что трагическое является самостоятельной литературно-эстетической категорией в казахской литературе. Автор изучает специфику трагического, компоненты и стилеобразующие факторы. В статье раскрывается, что трагизм позволяет обрести истину, дает объективную оценку реальной жизни, истории и роли личности в ней, становясь главным оценочным критерием окружающей действительности. Автором представлен трагический конфликт, порождающий новую ситуацию и сопровождающийся действием, движением вперед. Трагический герой казахской литературы не только сильная личность, но, прежде всего, думающая, размышляющая. Трагедийный элемент не может уйти из литературы и общественной мысли, так как он изначально присущ жизни. Это значит, что трагическое – категория вне времени, вечная, не подвластная стремительно меняющемуся миру.
Ключевые слова: трагическое; трагический герой; трагический конфликт; трагедийный элемент; трагические обстоятельства; эмоциональная рефлексия; модус художественности; литературно-эстетическая категория
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.