2022. — Т 13. — №2 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/40scsk222.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 531.8 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Карпикова, И. С. Удовлетворенность трудом в системе трудовых процессов: особенности проявления в сфере образования / И. С. Карпикова, В. В. Артамонова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/40SCSK222.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Удовлетворенность трудом в системе трудовых процессов: особенности проявления в сфере образования
Карпикова Ирина Серафимовна
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Иркутск, Россия
Доцент кафедры «Социологии и психологии»
Кандидат экономических наук, доцент
E-mail: ikarpikova@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8313-9646
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=499660
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56809363000
Артамонова Виктория Владимировна
ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», Иркутск, Россия
Старший преподаватель кафедры «Социологии и психологии»
E-mail: viktoria.v.artamonova@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5695-3199
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1030802
Аннотация. В статье приводятся результаты социологического исследования уровня и факторов удовлетворенности трудом сотрудников сферы образования во взаимосвязи с ключевыми характеристиками их трудовой деятельности: трудовой мотивацией, трудовой активностью, вовлеченностью в трудовой процесс. В онлайн-анкетировании, проведенном в конце 2020 — начале 2021 гг., приняло участие 400 сотрудников организаций общего, профессионального и дополнительного образования из 66 субъектов РФ. Необходимость и актуальность проведенного исследования обусловлена специфичностью содержания и условий труда, квалификационных характеристик персонала в образовательных учреждениях, соответственно, исследование факторов трудовой активности, удовлетворенности трудом и трудовой мотивацией сотрудников сферы образования необходимо с целью формирования эффективных практик управления персоналом в изучаемой сфере.
В ходе исследования выявлен достаточно высокий общий уровень удовлетворенности трудом сотрудников сферы образования, которому соответствует высокий уровень трудовой активности и вовлеченности в трудовой процесс. Анализ факторов удовлетворенности трудом позволил оценить влияние факторов внешней и внутренней мотивации. К внешним факторам относят доход, условия труда, перспективы карьерного роста, к внутренним — чувство значимости, интерес к работе, призвание. Доказан постулат о незначительном влиянии в сфере образования размера доходов сотрудников на уровень их удовлетворенности трудом, трудовой активности, вовлеченности в трудовой процесс и самоотдачи. Статистически достоверно выявленная слабая взаимосвязь между указанными характеристиками означает, что помимо достойной оплаты труда сотрудникам важны в совокупности и иные, как внешние, так и внутренние факторы, а их мотивация опирается на разнообразные трудовые ценности.
Ключевые слова: удовлетворенность трудом; факторы удовлетворенности трудом; трудовая мотивация; внутренняя мотивация; внешняя мотивация; вовлеченность в трудовой процесс; персонал сферы образования
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.