Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/38scsk122.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 288.8 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Митрофанова, С. Ю. «Меняющиеся дети в меняющемся мире» как междисциплинарный курс по выбору / С. Ю. Митрофанова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/38SCSK122.pdf (дата обращения: 28.03.2024).


«Меняющиеся дети в меняющемся мире» как междисциплинарный курс по выбору

Митрофанова Светлана Юрьевна
ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева», Самара, Россия
Доцент кафедры «Социологии и культурологии»
Кандидат социологических наук, доцент
E-mail: mit_s@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9571-9883
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=385305
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/D-9159-2014

Аннотация. В статье актуализируется и доказывается значимость междисциплинарного курса «Меняющиеся дети в меняющемся мире» для заинтересованных в знаниях о детях магистров социогуманитарных направлений подготовки и специалистов, чья профессиональная область так или иначе связана с миром детства. Выделены четыре смысловых блока курса. В первом актуализируются вопросы понимания социальности и возможные трактовки социальных изменений, поскольку они оказывают существенное влияние на осмысление изменений в детстве. Во втором блоке детство рассматривается с позиции междисциплинарного подхода с акцентом на достижения современной как отечественной, так и зарубежной социологии детства. Обсуждаются вопросы методологического характера в исследовании детей, в частности, значение «традиционной» социологии детства и «нового» подхода в исследованиях детства. Третий блок посвящен анализу тенденций глобализации и глокализации детства. Под этим «соусом» рассматриваются процессы макдональдизации современного детства: эффективность, калькулируемость, предсказуемость и контроль детских практик. Особое внимание уделяется анализу латентных последствий макдональдизации детства. Затрагиваются вопросы мировой стратифицированности современного детства, экономических и неэкономических оснований стратификации детей, а также трансформации возрастных границ детства. В четвертом блоке обсуждаются позитивные и негативные практики участия детей в общественной жизни с точки зрения междисциплинарности. Поднимается вопрос участия детей в митингах и протестах как формы активности, делинквентного поведения, и/или манипуляции их поведением недобросовестными конкретными взрослыми. Автор настаивает на обоснованности последней интерпретации. В заключении курса предлагается рассмотреть значение участвующего подхода для исследования меняющегося детства. Подводя итог, автор статьи акцентирует внимание на возможных заданиях обучающимся и потенциальных группах обучающихся — «заказчиков» курса.

Ключевые слова: меняющиеся дети; социальность детства; социальные изменения; новые практики детей; междисциплинарный курс; глобализация и глокализация детства; участие детей

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий