2023. — Т 14. — №2 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/36flsk223.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 661 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Каллаева, Д. А. Лингвоаксиологический анализ семантики цветообозначений в романе Д. Лоуренса «Радуга» / Д. А. Каллаева, И. А. Кузнецов // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/36FLSK223.pdf (дата обращения: 06.10.2024).
Лингвоаксиологический анализ семантики цветообозначений в романе Д. Лоуренса «Радуга»
Каллаева Джанетта Алиевна
ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия
Старший преподаватель кафедры «Иностранных языков»
Кандидат филологических наук
E-mail: dec3@mail.ru
Кузнецов Игорь Александрович
ФГБОУ ВО «Российский химико-технологический университет имени Д.И. Менделеева», Москва, Россия
Доцент кафедры «Иностранных языков»
Кандидат филологических наук
E-mail: igorkuznetz@gmail.com
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию аксиологических аспектов использования цвета в романе Д.Г. Лоуренса «Радуга». Актуальность исследования обусловлена растущим интересом лингвистов к изучению роли цветообозначений в языковой картине мира. Цветовая лексика играет особую роль в художественном дискурсе писателя-модерниста и художника Д. Лоуренса. Сюжеты, которые описывает Лоуренс, во многом основаны на его личном жизненном опыте. Очень многие явления, переживания, события, описываемые автором в романе, имеют цветовую характеристику. Цвет неразрывно связан с эмоциональным и душевным состоянием героев.
Исследование показало, что в цветовой картине мира Лоуренса существуют как универсальные, так и специфические индивидуально-авторские черты. Мир цвета представлен в романе широким спектром лексико-семантических единиц. В ходе исследования было выявлено 54 наименования цветообозначений, которые используются как с символической, так и описательной функцией. Одним из наиболее ярких художественных средств, создающих цветовой образ в романе, является цветовая метафора. В метафоре цвет приобретает символическое значение.
В романе Лоуренса можно наблюдать разные виды любви, ее проявления: мужчины и женщины, родителей и детей, любовь к дому, к церкви. И для изображения каждого спектра этих эмоций, автор использует то или иное цветообозначение.
Использование черного и темного цветов неразрывно связано с подавленным эмоциональным состоянием героев, крайне негативным отношением Лоуренса к промышленному прогрессу. Яркие цвета символизируют единение человека с природой, начало нового периода жизни.
Исследование элементов цветовой картины мира является одним из важных способов изучения авторского стиля и мировосприятия.
Ключевые слова: цветовая лексика; оценка; индивидуальный стиль; аксиологический анализ; картина мира; художественный дискурс; цветовая метафора; символика цвета
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.