2021. — Т 12. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/35flsk421.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 299.8 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Некрасова, Е. Ю. Стратегичность педагогического дискурса преподавателя русского языка как иностранного / Е. Ю. Некрасова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/35FLSK421.pdf (дата обращения: 12.12.2024).
Стратегичность педагогического дискурса преподавателя русского языка как иностранного
Некрасова Елена Юрьевна
ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности», Москва, Россия
Преподаватель
E-mail: nekrasova.helen23@gmail.com
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1008503
Аннотация. В статье представлено обоснование стратегичности как основного признака педагогического дискурса преподавателя русского языка как иностранного, являющегося участником межкультурной коммуникации, изучение которой получило свое распространение в последние десятилетия. Конец XX — начало XXI вв. характеризуется развитием антропоцентризма, обусловившего интерес к коммуникации как к доминирующему процессу в социуме, в связи с чем были выделены такие понятия, как коммуникативная компетенция, дискурс, коммуникативная стратегия, речевая тактика и др. В результате усиления глобализации межкультурных связей и технологизации каналов связи в современном мире наблюдается повышение интереса к русской культуре, к изучению и преподаванию русского языка как иностранного, укреплению его статуса в мире. Адекватное понимание языковой картины миры той или иной нации определяет эффективность межкультурной коммуникации и специфику дискурсивных особенностей речи преподавателя РКИ, влияющих на его педагогическую деятельность. Автор статьи описывает педагогический дискурс как один из типов институционального дискурса посредством анализа коммуникативных стратегий (лингвокультурологической в качестве основной и вспомогательных: объясняющей, оценивающей, контролирующей, организующей, содействующей) и речевых тактик (этикетной, объяснительной, директивной, контролирующей речевых тактик, речевой тактики рефлексии, повтора, создания позитивного эмоционального фона) преподавателя русского языка как иностранного, задачей которого, помимо осуществления обучающей деятельности, является помощь в адаптации, аккультурации и инкультурации иностранных студентов посредством их погружения в русское социокультурное пространство. Теоретические положения статьи позволяют доказать ведущую роль стратегичности коммуникации преподавателя-русиста, выраженной в лексической, морфологической, синтаксической упрощенности речи; фонетической приспособляемости речевого высказывания; отборе языковых и речевых средств в соответствии с уровнем владения студентом языка и целями обучения; насыщенности языковыми и речевыми средствами, составляющими корпус прецедентных феноменов.
Ключевые слова: русский язык как иностранный; межкультурная коммуникация; педагогический дискурс; коммуникативная стратегия; лингвокультурологическая коммуникативная стратегия; речевая тактика; речевая интенция; коммуникативная ситуация.
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.