Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019. — Т 10. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/34flsk419.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 371.9 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Соколова, М. Г. Образный параллелизм как способ репрезентации символических значений дендронимов тополь и клён в языке русской поэзии XIX–XX веков / М. Г. Соколова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/34FLSK419.pdf (дата обращения: 12.12.2024).


Образный параллелизм как способ репрезентации символических значений дендронимов тополь и клён в языке русской поэзии XIX–XX веков

Соколова Марина Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Тольятти, Россия
Доцент кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика»
Кандидат педагогических наук, доцент
E-mail: msok71@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0566-9905
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=439837
Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/C-6980-2019

Аннотация. В статье рассматриваются семантические трансформации образного параллелизма как способа репрезентации символических значений дендронимов тополь и клён в языке русской поэзии XIX–XX веков. Образный параллелизм понимается автором как структура в контексте поэтического текста, включающая наименования деревьев как предметов символизации и абстрактные понятия как символические образы.

В результате проведенного исследования определены две основные схемы формирования символических значений в рамках образного параллелизма: (1) зелёное дерево (как образ идеального пейзажа) – бессмертие (жизнь) – скоротечность и бренность человеческой жизни; (2) увядшие (опадающие) листья – увядание дерева – скоротечность молодости лирического героя.

Хронологический анализ поэтических контекстов XIX–XX веков позволил выявить семантические трансформации данных схем образного параллелизма: тополь как элемент идеального пейзажа – жизнь – скоротечность человеческой жизни; увядшие (опадающие) листья клёна и тополя – увядание дерева (листьев) – скоротечность жизни лирического героя; опадающие царственные листья – увядание дерева – гибель царской Российской империи; клён надмогильный – уединение, покров для влюбленных – продолжение жизни; тополь – полнота жизни – счастье и гармония лирического героя; тополь – мирная жизнь – война, несущая смерть.

Установлены семантические механизмы формирования символических значений в рамках образного параллелизма: метонимия по схеме переноса признак – явление; антропоморфная общепоэтическая метафора дерево – человек; индивидуальные метафоры.

Доказано, что символические значения «тополь/клён – скоротечность жизни», «тополь/клён – бессмертие», репрезентируемые формулами образного параллелизма в русской поэзии, восходят к мифопоэтической образности и народно-поэтическому параллелизму.

Выявлено, что продуктивность образного параллелизма в репрезентации символических значений дендронимов тополь и клён связана с психологизацией русского поэтического пейзажа.

Ключевые слова: русская поэзия; дендронимы; образный параллелизм; психологический параллелизм; символ; тропы; поэтический образ

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий