2022. — Т 13. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/32scsk322.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/32SCSK322 (https://doi.org/10.15862/32SCSK322)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 345.5 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Прошкова, З. В. Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход / З. В. Прошкова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/32SCSK322.pdf. — DOI: 10.15862/32SCSK322. (дата обращения: 13.12.2024).
Наследование культурного капитала в семье: образовательные и профессиональные пути поколений, биографический подход
Прошкова Зоя Вячеславовна
ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»
Социологический институт Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия
Старший научный сотрудник
Кандидат социологических наук
E-mail: eder57@yandex.ru
Аннотация. В статье анализируется культурный капитал семьи, а также рассмотрены способы его передачи подрастающим поколениям. Актуальность проблематики обусловлена необходимостью развития человеческих ресурсов, в особенности образовательных и профессиональных. Вопросами исследования стали виды культурного семейного капитала и особенности его трансмиссии, влияние профессии педагога в сфере дошкольного образования на персональную и межпоколенческую социальную мобильность, прохождение образовательного и профессионального пути представителями нескольких семейных генераций, релевантность биографического метода.
В проекте изучались биографические интервью родителей учащихся высокорейтинговых российских школ. Собранные эмпирические массивы позволили получить выводы о трех поколениях семьи информантов. В дополнение к межпоколенческому анализу проведено исследование имеющихся социологических проектов, подробно рассматривавших деятельность педагогов в сфере дошкольного и школьного образования.
Автором представлено обоснование нескольких значимых механизмов наследования культурного капитала средними и младшими поколениями семьи. Изучение биографических материалов проводилось с помощью отечественной компьютерной программы «Дискант». Установлено, что профессия педагога детского сада положительно влияет на личную и поколенческую социальную мобильность. Основным способом передачи семейного капитала является наследование ценностных ориентаций на образование и получение профессии в сфере высококвалифицированного труда. Дополнительным механизмом трансмиссии культурных ресурсов можно считать посещение культурных мероприятий и кружков.
Обоснована релевантность биографического подхода в применении к проблематике исследования. Метод обеспечивает получение обширного эмпирического материала с возможностью углубиться в понимание текстов. Ограничением в использовании биографического подхода стала сложность цифровой обработки первичной социологической информации.
Ключевые слова: межпоколенческий анализ; биографический метод; семья; культурный капитал; образовательный путь; профессиональный путь; педагоги в сфере дошкольного образования; высокорейтинговые школы
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.