Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/32scsk222.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 302.2 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Каменева, Т. Н. Профессиональное здоровье педагогов высшей школы в условиях трансформации института образования / Т. Н. Каменева, Е. В. Конищева, И. В. Лескова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/32SCSK222.pdf (дата обращения: 28.03.2024).


Профессиональное здоровье педагогов высшей школы в условиях трансформации института образования

Каменева Татьяна Николаевна
ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва, Россия
E-mail: Kalibri0304@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0250-2421
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=644404
Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/F-9288-2017
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57211958966

Конищева Евгения Васильевна
ФГОУ ВО «Курский государственный медицинский университет», Курск, Россия
E-mail: ekonik77@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-2381
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1059436

Лескова Ирина Валерьевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
E-mail: leskova.i@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6083-6692
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=510760
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=56610215200

Аннотация. Профессиональное здоровье педагогов высшей школы является необходимым условием профессионального долголетия и признается ценностью как на личностном уровне, так и на уровне государства. От состояния здоровья педагогических работников зависит успешность и результативность педагогического процесса, качество подготовки будущих специалистов. Современные интенсивно меняющиеся условия профессиональной деятельности не способствуют поддержанию и сохранению здоровья педагогов высшей школы. Активное распространение цифрового формата деятельности, массовизация и персонализация образования существенно увеличивают нагрузку на профессорско-преподавательский состав, нарушают сложившиеся и апробированные способы взаимодействий в рамках образовательного процесса. Следствием повышенного напряжения выступает ухудшение здоровья педагогов. Дополнительные сложности в деятельности преподавателей современной высшей школы связаны с неопределенностью договорных отношений с работодателем из-за сокращения сроков контрактов, неудовлетворенностью оплатой труда, увеличением объемов и темпов профессиональной деятельности и др. В результате педагог меняет отношение к своему здоровью, обращая на него внимание только в ситуации наличия уже комплекса хронических заболеваний, когда выполнение профессиональных обязанностей в полном объеме практически невозможно.

В сложившихся условиях поддержание, укрепление и сохранение здоровья преподавателей высшей школы выступает значимой личностной и институциональной задачей. Ее решение возможно посредством саморегуляции на личностном уровне через целенаправленное самосохранительное поведение педагогов. Также большое значение имеют просветительские программы и программы корпоративного здоровья, отражающие в своем содержании описание специфических аспектов педагогической деятельности, существенно влияющих на состояние здоровья педагогов. Формирование и поддержание корпоративной культуры здоровья призвано эффективно сочетать личную заинтересованность педагогов в своем здоровье и значимость этого показателя для образовательной организации в целом, что существенно снизит риски ухудшения здоровья и позволит определить ресурсы для его поддержания.

Ключевые слова: здоровье; профессиональное здоровье; трансформация института образования; тренды трансформации

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий