2019. — Т 10. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/30scsk319.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 390.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Красниковский, В. Я. Роль потребительского поведения как элемента механизма социальной стратификации / В. Я. Красниковский // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/30SCSK319.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
Роль потребительского поведения как элемента механизма социальной стратификации
Красниковский Владимир Ярославович
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана», Москва, Россия
Доцент кафедры «Социология и культурология»
Кандидат экономических наук
E-mail: krvl2007@yandex.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0002-3370-5280
РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=355792
Аннотация. Цель статьи – представить теоретические обоснования возможности рассмотрения потребительского поведения в качестве элемента механизма социальной стратификации, связанного с личностным фактором этого процесса. Подчеркивается, потребительское поведение вносит существенный вклад в материальную и духовную сферы жизнедеятельности общества, в связи с чем может оцениваться не только со структурных, но и с морально-нравственных, ценностно-наполненных позиций. В научной статье обсуждается вопрос о возможности рассмотрения закономерностей проявления стратегий потребительского поведения граждан как показателя их стратификационной амбициозности, а также о правомерности трактовки потребительского поведения как элемента механизма социальной стратификации общества. Приводится ряд теоретических выкладок, обосновывающих возможность подобной трактовки потребительского поведения. Представлен краткий обзор материалов различных исследований типов потребителей и потребительских групп, в которых они классифицируются с точки зрения стратегии распределения доходов, в соответствии с характерными для них ценностными регуляторами потребительского поведения и особенностями домохозяйств, проявляющимися в повседневной практике их жизнедеятельности. Уточнено описание выделенных ранее В.И. Ильиным поведенческих типов потребителей – новаторов, последователей, консерваторов. Эмпирически исследуется и затем теоретически объясняется выявленный эффект перехода потребителей как представителей определенного типа со стратегии на стратегию поведения. Изучаются типы потребителей в соответствии с выбранной стратегией потребительского поведения. Анализируются данные эмпирического исследования, направленного на изучение ряда явлений, сопряженных с потребительским поведением. Конкретизируется авторское понимание таких понятий, как «жизненная стратегия», «стратегия потребительского поведения», «стратификационная амбициозность человека».
Ключевые слова: типы потребителей; стратегии поведения; потребительское поведение; социальная стратификация; стратификационная амбициозность
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.