Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019. — Т 10. — №4 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/28flsk419.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 374.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Бойко, М. Н. Системность в невербальном выражении иронии в произведениях А.П. Чехова / М. Н. Бойко // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/28FLSK419.pdf (дата обращения: 09.12.2024).


Системность в невербальном выражении иронии в произведениях А.П. Чехова

Бойко Мария Николаевна
ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет», Мытищи, Россия
Аспирант, «Лингвистический» факультет, направление подготовки:
45.06.01 Языкознание и литературоведение, направленность: 10.02.19 Теория языка
E-mail: mboyko1991@yandex.ru

Аннотация. Данная статья представляет собой аналитическое исследование по выявлению иронии в невербальных модусах внутри художественного текста. Ирония, как правило, является многомерным феноменом, который заявил о себе как полноценный отдельный философско-эстетический концепт, а не вспомогательное средство, лишь в начале прошлого века. Однако, несмотря на размывание границ ее интерпретации, нельзя упускать из поля зрения ту огромную значимость, которую ирония оказывает как на личность читателя, так и на сам художественный текст с точки зрения лингвистики. Наша задача состоит в обнаружении тех невербальных средств, которые используются автором для систематической демонстрации оттеночных аспектов ироничного смысла – с этой целью в данном материале задействованы произведения русского писателя и драматурга А.П. Чехова.

В ходе работы над литературными произведениями неоднократно подтверждался имплицитный характер иронии, обусловленный, с одной стороны, ее принадлежностью к смысловому полю феномена комического, а с другой – распространением в эпоху так называемого неоромантизма, отличающегося эклектичностью художественных повествований. Составлена картина иронии как полифункционального способа выражения отношения автора к своим персонажам, к их образу жизни и мировоззренческой парадигме, которые присутствуют непосредственно в повседневной культуре. Обозначена имманентная детерминированность невербальных проявлений иронии стилистикой вербального изложения, заключающего в себе многообразие родственных средств выразительности – эпитетов, метафор, аллегорий и т. д. На предмет наличия иронии автором статьи проанализированы такие художественные тексты А.П. Чехова, как «За яблочки» (1880), «Хамелеон» (1884), «Зиночка» (1887), «Княгиня» (1889), «Крыжовник» (1898), что позволяет говорить о наибольшей ее концентрации именно в коротких рассказах.

Можно сказать, что А.П. Чехов опередил эпоху модернизма, которая взяла на вооружение иронию для репрезентации изменений господствующего типа рациональности, продиктованного просвещенческой и романтической идеологиями. Сущность ее, как правило, базировалась на «снятии» академических принципов в пространстве искусства и предоставлении свободы изложения личностного мировосприятия – следует отметить, что у А.П. Чехова перечисленные особенности прослеживаются преимущественно в уменьшительно-ласкательных и несобственно-прямых речевых оборотах, обладающих системным характером наряду с невербальными проявлениями.

Ключевые слова: автор; дискурс; идентичность; ирония; литература; невербальные проявления; образ; рассказ; художественный текст; язык

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий