Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2023. — Т 14. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/26klsk123.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 399.8 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Беляева, М. А. Артзин в пространстве культурных индустрий / М. А. Беляева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2023. — Т 14. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/26KLSK123.pdf (дата обращения: 23.02.2024).


Артзин в пространстве культурных индустрий

Беляева Мария Алексеевна
МБОУ ВО «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт), Екатеринбург, Россия
Профессор кафедры «Социокультурного развития территории»
Доктор культурологии, доцент
E-mail: 2012marysia@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0930-3038
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=273239

Аннотация. В данной статье проанализированы: малотиражные нецифровые любительские издания, коротко называемые «зин»; зин-культура и ее связь с культурными индустриями; конкретные отечественные зин-проекты. Автор стремится ответить на вопросы: почему зины остаются востребованным форматом творчества, что такое зин-культура, как она уживается с экранной культурой, какие функции выполняет и как связана с культурными индустриями и современным искусством?

Автор рассматривает производство зинов как общедоступную арт-практику, в которой декоративно-прикладное искусство ищет союза с литературной основой и транслирует не информацию, а эмоции. Это, как правило, глубоко личное творчество по созданию креолизованного текста, в котором вербальное вторично по отношению к невербальной знаковой системе. Зин отражает интересы и переживания автора, причем материалы разной фактуры дополняют зрительное восприятие тактильными и ольфакторными впечатлениями, а презентация зина может сопровождаться перформансом, поэтому такой вид самиздата следует отнести к современному нецифровому визуальному искусству и обозначить как артзин. Этот вид художественного творчества лежит в основе зин-культуры.

Зин-культура объединяет представителей разных субкультур и базируется на принципах свободы общения и самовыражения, осознанного потребления и веры в преобразование человека и мира в лучшую сторону. Адепты современной зин-культуры — это художники, фотографы, дизайнеры, писатели, предлагающие любому человеку создать свой супертактильный и суперэкспериментальный книжный артефакт. За ростом популярности артзинов просматривается ностальгия по книжной культуре. Зины глубоко интегрированы в жизнь современного города и используются как способ самовыражения, способ коммуникации, способ продвижения современного искусства. Продолжая традиции книжной культуры, зин-культура задействует и цифровые ресурсы для коммуникации.

В настоящее время в России складывается зин-индустрия — перспективное направление культурных индустрий («экономики эмоций»), где товар — это зины и связанные с ними эмоции; услуги — обучение техникам производства самодельных книг, организация фестивальных и клубных событий в различных арт-пространствах, объединяющих создателей и потребителей во временные досуговые сообщества.

Ключевые слова: самиздат; зин; артзин; креолизованный текст; современное визуальное искусство; культурные индустрии

 

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий