Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019. — Т 10. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/25scsk219.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 401.2 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Пакшина, И. А. Репрезентация малых городов Мордовии пользователями социальных сетей / И. А. Пакшина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/25SCSK219.pdf (дата обращения: 13.12.2024).


Репрезентация малых городов Мордовии пользователями социальных сетей

Пакшина Ираида Адольфовна
ГКУ Республики Мордовия «Научный центр социально-экономического мониторинга», Саранск, Россия
Ведущий научный сотрудник редакционно-издательского отдела
Кандидат культурологии
E-mail: iraida-69@mail.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=838696

Аннотация. Введение. В статье приводятся результаты исследования субъективного восприятия окружающего жизненного пространства жителями малых городов Мордовии. Актуальность исследования особенностей восприятия малых городов жителями через призму социокультурных характеристик обусловлена необходимостью изучения способов выражения городской идентичности. Объектом исследования послужили малые города Мордовии в контексте личностного восприятия жителей. Целью исследования стало выявление закономерностей социальной репрезентации малых городов Мордовии на популярных городских интернет-форумах социальной сети «ВКонтакте».

Материалы и методы. В процессе исследования репрезентации города были использованы общенаучные методы и приемы – анализа, синтеза, аналогии, сравнительный и включенного наблюдения. С помощью контент-анализа проведена реконструкция субъективного восприятия горожанами окружающего жизненного пространства. Объектами наблюдения выступили 18 сообществ социальной сети «ВКонтакте». Материалом для данного исследования послужили высказывания пользователей. В статье приводятся результаты исследования, проведенного с 1 января по 31 марта 2019 г. В процессе сбора информации было зафиксировано 327 записей.

Результаты исследования. Результаты проведенного качественного исследования позволяют утверждать, что для малых городов Мордовии характерны общие социально-экономические проблемы, такие как ухудшение демографической ситуации, отток молодежи в более крупные города или мегаполисы, отсутствие перспектив для развития или реализации собственных амбиций. Сопоставление результатов качественного исследования и количественных показателей свидетельствует о высокой степени укорененности жителей Темникова, Ардатова и Ковылкино. Им свойственна глубокая духовная связь с родным городом, не прерывающаяся даже в случае длительного проживания вдали от него. Трудовая миграция воспринимается жителями как вынужденная мера и элемент стратегии выживания. Пользователи социальной сети воспринимают малый провинциальный город как отсталый и невежественный, в котором обыденность перерастает в безысходность.

Заключение. Результаты проведенного качественного исследования показали, что репрезентация современного провинциального города осуществляется с помощью выражения комплекса социокультурных отношений. Основу преодоления «нарратива упадка», свойственного малым городам, составляют высокая степень укорененности горожан, богатое историко-культурное наследие и уникальный природный потенциал.

Ключевые слова: малый город; репрезентация города; городская идентичность; городская среда; повседневность; жизненное пространство; субъективное восприятие

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий