Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2020. — Т 11. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/24scsk320.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 299.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Коморникова, О. М. Дистанционное образование как фактор социокультурной модернизации российского общества / О. М. Коморникова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/24SCSK320.pdf (дата обращения: 11.12.2024).


Дистанционное образование как фактор социокультурной модернизации российского общества

Коморникова Ольга Михайловна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Шадринск, Россия
Доцент кафедры «Филологии и социогуманитарных дисциплин»
Кандидат социологических наук
E-mail: olya.orexovo@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5048-3627
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=855666

Аннотация. В статье рассматривается феномен дистанционного образования, динамично развивающийся во многих странах мира. Предпринята попытка рассмотреть этот феномен с позиций системного подхода как ресурс и механизм социокультурной модернизации российского общества, результатом которой должна стать трансформация существующего социокультурного уклада. При анализе учитывалась специфика дистанционного образования в сравнении с традиционным (личностная ориентированность, возможность индивидуализация, большая самостоятельность и ответственность обучающихся).

Автор показывает, что становление дистанционного образования вызвано эволюцией социальной системы в целом, затронувшей коммуникативные, трудовые практики, ценностную систему, его превращением в канал социальной мобильности для широких масс. Трансформировалась социальная значимость образования – оно не только транслирует накопленный культурный опыт, но и создает новые ценности и практики. Изменилась и логика внутреннего развития института образования – происходит его интернационализация, появляется запрос на непрерывное образование.

Как фактор социокультурной модернизации дистанционное образование значимо для формирования человеческого капитала общности, поскольку расширяет возможности доступа к знаниям. Оно способствует распространению ряда социальных практик в российском обществе (ответственности за собственные действия, самостоятельности в принятии значимых решений т. д.). Это весьма актуально, поскольку снимает модернизационную нагрузку с государства. Однако, дистанционное образование сужает возможности организованной социализации и ресоциализации. Поэтому его развитие детерминирует потребность выполнения этих функций другими институтами.

Ключевые слова: институт образования; дистанционное образование; социокультурная модернизация; личность; человеческий капитал

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий