Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/23flsk322.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 323.4 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Кудрявцева, М. И. Прагматика метатекстовых элементов в постмодернистском художественном дискурсе / М. И. Кудрявцева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/23FLSK322.pdf (дата обращения: 16.04.2024).


Прагматика метатекстовых элементов в постмодернистском художественном дискурсе

Кудрявцева Мария Игоревна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент кафедры «Русского языка как иностранного и методики его преподавания»
Международный институт междисциплинарного образования и иберо-американских исследований
Кандидат филологических наук
E-mail: mia@sfedu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4545-3017
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=669434

Аннотация. Статья посвящена изучению прагматики метатекстовых элементов в художественном дискурсе постмодерна, которые имеют своей целью актуализацию взаимодействия автора с читателем в конкретных коммуникативных условиях, моделируемых самим продуцентом постмодернистского художественного дискурса. Выявлено, что постмодернистский художественный дискурс должен изучаться как единство текста и метатекста, при этом описание метатекстовых элементов в прагматическом аспекте позволяет определить их роль в организации индивидуально-авторской картины мира, структурировании ее ценностных компонентов, выявить особенности коммуникативного репертуара языковой личности автора. На основании анализа языкового материала — текста постмодернистского романа А. Битова «Пушкинский дом» — автор статьи приходит к выводу о метатекстовых элементах как об отражении трансформации понимания задач литературного творчества в эпоху постмодерна. Прагматические функции метатекста манифестируют стремление автора вербализовать сам процесс создания художественного текста, осмыслить его воздействие на читателя, рассмотреть специфику художественных образов, созданных творческими усилиями автора, с позиций науки о литературе. Значимым в плане реализации прагматики метатекста является продуцирование иллюзии реальности персонажа, которую автор сам же и подвергает деконструкции с помощью метатекстовых элементов. Постмодернистский художественный дискурс характеризуется многомерным применением иронии, для которой в координатах метатекстовых элементов свойственна направленность на саму природу творческого процесса автора и его отношение к миру и самому себе. Основной прагматической функцией метатекстовых элементов является декодирование художественного дискурса в его смысловых доминантах, при этом рецептивно-интерпретативная деятельность читателя реализуется в том направлении, которое задает автор. Изучение метатекстовых элементов в художественном дискурсе постмодерна позволяет трактовать такой дискурс с позиций онтологии (как способ и условия бытия), аксиологии (совокупность ценностных компонентов индивидуально-авторской картины мира), гносеологии (познание художественных смыслов).

Ключевые слова: художественный дискурс; постмодернизм; метатекст; метатекстовые элементы; прагматика; коммуникативный репертуар языковой личности; автор; читатель; ирония

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий