Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2024. — Т 15. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/21scsk224.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/21SCSK224 (https://doi.org/10.15862/21SCSK224)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 429.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Прошкова, З. В. Образовательный капитал учащихся онлайн-школ: поиск эмпирических референтов / З. В. Прошкова, Я. Е. Еременко // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2024. — Т 15. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/21SCSK224.pdf. — DOI: 10.15862/21SCSK224. (дата обращения: 13.12.2024).


Образовательный капитал учащихся онлайн-школ: поиск эмпирических референтов

Прошкова Зоя Вячеславовна
ФГБУН «Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук»
Социологический институт Российской академии наук, Санкт-Петербург, Россия
Старший научный сотрудник
Кандидат социологических наук
E-mail: eder57@yandex.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6219-6905
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=121960

Еременко Яна Евгеньевна
ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения»,
Санкт-Петербург, Россия
E-mail: firfir5@mail.ru

Аннотация. В статье речь идет о российских онлайн-школах, выдающих выпускникам аттестаты государственного образца. Актуальность исследования связана с ускорившимся процессом цифровизации образования и необходимостью повысить качество человеческого капитала. Авторами представлена методологическая модель для анализа образовательного капитала, получаемого учащимися в онлайн-школах. Обоснованы эмпирические референты, с помощью которых можно выявить структуру образовательного капитала, проанализировать его наиболее развитые элементы и зоны дефицита. Удалось провести классификацию разработанных показателей и разделить их на шесть групп.

Среди предложенных индикаторов — успеваемость, участие в олимпиадах для школьников, образовательный капитал семьи, знание иностранных языков, компьютерная грамотность, профиль и рейтинг школ, посещение внешкольных занятий. Для понимания трансмиссии семейных образовательных ресурсов, особенно в династиях технических специалистов, учитываются не только образование и профессия родителей учащегося онлайн-школы, но и образование и профессиональная деятельность старших поколений семьи.

Список референтов разработан, чтобы изучить образовательный капитал учащихся онлайн-школ, но релевантен и другим группам учащихся. Индикаторы могут применяться в разных видах эмпирических социологических и междисциплинарных исследований. В целом методологическая модель больше подходит для анализа рефлексивных технологий: репрезентативного опроса, стандартизованного анкетирования, фокус-группы, анкетирования на базе открытых вопросов, биографического интервью и других качественных социологических методов.

Результаты исследования полезны для разных сфер социальной политики, а также при оценке цифровой образовательной среды и дистанционных методов преподавания в школе.

Ключевые слова: онлайн-школы; учащиеся; образовательный капитал; эмпирические референты; семья; социологические методы

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий