2021. — Т 12. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/18klsk121.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 323 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Мехоношин, В. Ю. Миф в экранной культуре «девяностых» и «нулевых» / В. Ю. Мехоношин // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/18KLSK121.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
Миф в экранной культуре «девяностых» и «нулевых»
Мехоношин Василий Юрьевич
АНООВО «Европейский университет в Санкт-Петербурге», Санкт-Петербург, Россия
Преподаватель
Кандидат культурологии
E-mail: jamesholt87@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0452-9345
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=766206
Аннотация. В современной экранной культуре выделяется два разнонаправленных движения в рамках мифотворчества: за авторство (направленное на создание мифа через повествовательность) и влияние государства (приводящее к процессам ремифологизации), которые приводят к появлению «героя поколения»: он контекстуален, не имеет эквивалентов, выступает морально-эстетическим ориентиром, ему мало требования свободы, ему нужна нравственность, поэтому этот герой стремится к манифестации свободы и ее силы. Автор делает вывод о тесной связи мифа в культуре с высокой роли автора и с высокой ролью государства в культуре. Делается вывод о зависимости процесса мифотворчества от этих двух культурных явлений. В отличие от сильно мифологизированной культуры автор выделяет немифологизированную, важнейшим элементом которой является формирование ее и развитие в ходе ее использования, а точнее, в результате складывания новой коммуникативной ситуации между зрителем и экраном. Автор отмечает, что в центре немифологизированной экранной культуры находится новый художественный образ, ярко представленный в экранной культуре в «девяностые» и «нулевые» годы XXI века. Автор приходит к выводу о появлении нового синхронического типа в мифотворчестве, когда не только появились новые киногерои, но также и произошло возвращение к старым, ставшими культурными феноменами эпохи задолго до «девяностых» годов. В «девяностые» и «нулевые» они проявились ярко благодаря использованию особых художественных средств, нацеленных на коммуникацию с публикой и часто меняющуюся актуализацию действий героев (например, пересмотр их мотиваций в разных фильмах). По мнению автора, именно попытка отразить состояние культурной травмы и ее усугубление через возвращение к тиражированию мифов советской идеологии проявилась в отчуждении авторов от своих шедевров, дистанцировании авторов фестивальных шедевров от популярной культуры и складывающейся новой телевизионной реальности.
Ключевые слова: миф; экран; художественный образ; ремифологизация; аудиовизуальная коммуникация; молодежное телевидение; глокализация; Другой
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.