Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2022. — Т 13. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/17flsk222.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 422.4 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Клюшина, А. М. Проявление крайности в образах персонажей романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / А. М. Клюшина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17FLSK222.pdf (дата обращения: 11.12.2024).


Проявление крайности в образах персонажей романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»

Клюшина Алёна Михайловна
ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», Самара, Россия
Доцент кафедры «Английской филологии и межкультурной коммуникации»
Кандидат филологических наук, доцент
E-mail: klyushina@pgsga.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2465-348X
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=679899
SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=57217735093

Аннотация. Исследование выполнено в русле системно-функциональной и интерпретационной лингвистики и посвящено анализу языковых средств выражения семантики крайности, которая является значимой для русского национального характера. Автор считает, что средства выражения семантики крайности иерархически организованы и представлены на разных уровнях языка. В настоящей статье предпринята попытка описать проявление крайности в образах главных персонажей романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», которых можно рассматривать как отражение национального менталитета русского народа. Кроме того, автором выявлены и проанализированы некоторые языковые средства выражения семантики крайности. Обзор работ ученых, критиков, посвященных творчеству Ф.М. Достоевского, позволяет отметить, что основная идея романа «Братья Карамазовы» заключена в так называемой «карамазовщине». В ходе исследования анализу подвергались контексты, подтверждающие проявления «карамазовщины», как символа безудержности, чрезмерности, которая в одних случаях номинируется через конституенты поля крайности, а в других лишь только при описании характера, образа жизни, поступков, поведения персонажей; а также в их речи. Автор приходит к выводу, что для каждого из анализируемых персонажей романа свойственно проявление крайности. Ф.П. Карамазов отличается раздражительностью, вспыльчивостью и заносчивостью. Д. Карамазову характерны нетерпеливость, страстность, тревожность, раздраженность, страдания, ревность. Чрезмерность в характере и поведении И. Карамазова выражается в радикальных религиозных идеях и любовных чувствах. В образе А. Карамазова крайность проявляется в чрезмерной любви ко всем людям, стыдливости, целомудренности. Автор заключает, что «карамазовщина», как символ чрезмерности, безудержности, маркируется присутствием или отсутствием конституентов поля крайности.

Ключевые слова: семантика крайности; «карамазовщина»; Ф.М. Достоевский; «Братья Карамазовы»; русская ментальность.

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий