2022. — Т 13. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/17flsk122.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 389 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Лаврова, О. В. Модель анализа учебно-технического текста: языковой и коммуникативный аспекты / О. В. Лаврова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17FLSK122.pdf (дата обращения: 10.12.2024).
Модель анализа учебно-технического текста: языковой и коммуникативный аспекты
Лаврова Ольга Владимировна
ФГКОУ ВО «Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Екатеринбург, Россия
Доцент кафедры «Иностранных языков»
Кандидат филологических наук
E-mail: olga.sharkunova@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8237-3721
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1075225
Аннотация. В настоящей статье рассматривается модель анализа учебно-технического текста с позиции ее языковой и коммуникативной составляющих. Данная модель анализа разработана для текстов военно-инженерных специальностей и рассматривает комплексное изучение языковой стороны первичного текста и ее последующую актуализацию в создании вторичного текста высказывания обучающихся. Изучение языковой стороны идет с опорой на явление референции и его внетекстовые репрезентанты, их представленность повторными номинативными единицами в тексте по военно-инженерным специальностям. Исследование было проведено на основе ключевых положений текстологии, теории коммуникации, референции и номинации, а также исследований в области методики преподавания иностранного языка для специальных целей. Целью исследования считаем описание и проверку эффективности модели анализа учебно-технического текста в аспекте взаимосвязи его языковой (референтно-номинативной) и коммуникативной составляющих для получения метанавыков работы с учебно-техническим текстом и основ знаний по специальности с выходом на собственное высказывание в процессе моделирования учебно-технических ситуаций профессионального характера или учебно-научной работы по специальности с опорой на научные методы исследования текста в широком смысле и реализуемые в них виды речевой деятельности. На этапе осмысления материала методы исследования представлены сбором теоретического материала, его анализом, синтезом необходимого теоретического базиса, гипотетико-дедуктивным методом и сравнением на этапе создания модели анализа, системным подходом на этапе обобщения выводов по эффективности работы данной модели анализа. Результаты включают модель анализа военно-инженерного текста, в которую включены этапы речевой деятельности с упражнениями на каждом этапе и ее виды с описанием целей каждого этапа работы, а также ее ожидаемые результаты. Модель анализа применима для работы с текстами на английском и немецком языках с целью выявления референтно-номинативных особенностей текстов.
Ключевые слова: модель анализа текста учебно-технического текста по военно-инженерной специальности; виды речевой деятельности; методы научного исследования; языковые особенности; референция; номинация; коммуникативность текста
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.