Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/17flsk121.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 467.7 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Велькович, М. Лингвокультурный потенциал фитонима в русском языке и его представление в учебном словаре для сербского адресата (на примере существительного «ветка») / М. Велькович // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/17FLSK121.pdf (дата обращения: 26.04.2024).


Лингвокультурный потенциал фитонима в русском языке и его представление в учебном словаре для сербского адресата (на примере существительного «ветка»)

Велькович Мария
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Россия
Аспирант
E-mail: marijaveljkovic.ru@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2374-8463

Аннотация. Статья является частью диссертационного исследования, посвященного лингвокультурологическому изучению русских фитонимов на фоне сербского языка. Исследование выполнено на материале лексикографических источников русского и сербского языков, «Национального корпуса русского языка», а также данных проведенного ассоциативного эксперимента среди носителей двух славянских языков. Автором был проведен лингвокультурологический анализ фитонима «ветка», в результате которого были сделаны выводы о том, что рассматриваемый фитоним обладает как универсальными характеристиками, свойственными для обеих славянских языковых картин мира (например, сравнение худого человека с веткой), так и теми характеристиками, которые свойственны только одной из них (например, характерное только для русского языка использование фитонима «ветка» для обозначения отдельной линии метро; употребление существительного в интернет-пространстве русского языка для обозначения отдельной темы на форуме, а также последовательности комментариев в ней и др.). На основании полученных результатов разработаны принципы построения комплексной словарной статьи учебного словаря лингвокультурологического типа, адресованного сербским студентам, изучающим русский язык. Словарная статья предполагает включение 11 зон, содержащих в себе заголовочное слово-фитоним «ветка» с постановкой ударения, грамматические пометы, перевод слова на сербский язык, рисунок-изображение рассматриваемого фитонима, расширенное толкование фитонима «ветка», подразумевающее как раскрытие основного его значения, так и всех переносных, определения к заголовочному слову, так же как и устойчивые словосочетания с данным компонентом. Приводятся синонимы, уменьшительная форма фитонима, раскрывается культурная информация, стоящая за заголовочным словом, указываются существующие фразеологические единицы с компонентом «ветка», дается их толкование, варианты употребления, стилистические пометы, приводятся прецедентные феномены. В зоне иллюстраций представлены контексты употребления существительного, отобранные из «Национального корпуса русского языка».

Ключевые слова: фитоним; ветка; русский язык; сербский язык; словарная статья; учебный словарь; лингвокультурологический анализ

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий