Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2024. — Т 15. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/14flsk324.html

This article metadata is also available in English

DOI: 10.15862/14FLSK324 (https://doi.org/10.15862/14FLSK324)

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 440.6 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Жаманкозова, А. Т. Оппозиция «духовный-материальный» в повести Оралхана Бокеева «Атау-кере» / А. Т. Жаманкозова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2024. — Т 15. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/14FLSK324.pdf. — DOI: 10.15862/14FLSK324. (дата обращения: 11.12.2024).


Оппозиция «духовный-материальный» в повести Оралхана Бокеева «Атау-кере»

Жаманкозова Арилана Тулендиевна
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Астана, Республика Казахстан
Ассоциированный профессор
Кандидат филологических наук
E-mail: arilana70@mail.ru

Аннотация. В статье исследуются вопросы ценностной оппозиции героев повести Оралхана Бокеева «Атау-кере», трансформации принципа «свой-чужой» в «духовный-материальный». Представлены результаты сопоставительного анализа мировоззренических и поведенческих характеристик героев через проникновение в каждый семантический слой произведения. Поднимается вопрос об этической оценке разделения смысла романа на два возможных значения, которые объединены общей формой, но не связаны между собой. Критерием такого деления авторы считают ценностный ориентир героев. В основу методики литературной дихотомии в работе положен критерий сравнения. Сообщается, что объектом дихотомии в художественном произведении становятся слово, образ, идея. Авторы приходят к выводу, что писатель изобразил расколотое казахское общество последнего десятилетия ХХ века. Ценностная оппозиция в этом смысле позволяет не только увидеть причины разделения казахского общества конца ХХ столетия, но и выступает символом обретения веры. Новизна исследования видится в том, что впервые изучается противостояние «духовный-материальный» в контексте казахской повести. Герои на интуитивно-подсознательном и чувственно-подсознательном уровнях постигают истину о необходимости нравственного преображения, преодоления пути от низкого до высокого, что является этическим решением оппозиции в повести. Доказано новаторство Оралхана Бокеева, который принцип «свой-чужой» перенес на этический уровень, раскрыв дихотомию «духовный-материальный» как способ определения качественной характеристики героев.

Ключевые слова: ценностная оппозиция; свой-чужой; духовный-материальный; ценностный ориентир; вера

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий