2020. — Т 11. — №2 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/14flsk220.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 356.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Бец, М. В. Диалогический текст как коммуникативный инструмент в процессе изучения иностранного языка в online-пространстве / М. В. Бец // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/14FLSK220.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Диалогический текст как коммуникативный инструмент в процессе изучения иностранного языка в online-пространстве
Бец Мария Владимировна
ГАОУ ВО НСО «Новосибирский государственный театральный институт», Новосибирск, Россия
Доцент кафедры «Истории театра, литературы и музыки»
Кандидат филологических наук
E-mail: vollens@mail.ru
Аннотация. Настоящее исследование заключено в парадигму диалогической лингвистики, основным постулатом которой является представление о функционировании языка в непрерывном диалоге между участниками определенного коммуникативного процесса, а текст в данном случае рассматривается как результат данного взаимодействия, внутри которого содержится коммуникативный потенциал, способствующий процессу коммуникации и автокоммуникации, что способствует изменению традиционных коммуникативных ролей адресата и адресанта, когда в ходе деривационно-интерпретационных процессов функционирования текста эксплицитная выраженность языковой личности адресата может отсутствовать, а адресант, всегда выраженный эксплицитно, поскольку является активным участником процесса текстопорождения, может одновременно перенимать на себя роль адресата. Вступая в процесс коммуникации, языковая личность осуществляет процесс рефлексии, на который оказывают влияние коммуникативные пресуппозиции, вследствие чего активизируется способность текстопорождения, реализуемая в пресуппозициональных рамках. В качестве материала исследования для демонстрации процессов реализации коммуникативного потенциала диалогического текста были использованы высказывания участников образовательного процесса, повышающие квалификацию в сфере владения иностранным языком в рамках online-пространства образовательной платформы Гёте Института. В ходе исследования было установлено, что текст тьютора отличает большая степень интенциональности, несмотря на монологическую организацию текста. Внутри текста заключены концептуальные единицы, которые активируют процессы рефлексии, побуждающие к созданию текста-реакции/текста-ответа. Ответные тексты участников курса, в свою очередь, также коммуникативно ориентированы, однако заключены в концептуальную парадигму текста тьютора. Условно их можно разделить на личные, отображающие самоанализ личности в условиях заданной пресуппозиции и фактологические, целью которых является описание реалий.
Ключевые слова: диалогическая лингвистика; диалогический текст; коммуникативный потенциал; пресуппозиция; деривационно-интерпретационной процесс; текстопорождение; языковая личность
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.