Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2021. — Т 12. — №3 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/12flsk321.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 343.8 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Трубкина, А. И. Пространственная категоризация текста рассказов А.П. Чехова: лингвопрагматические особенности / А. И. Трубкина // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2021. — Т 12. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/12FLSK321.pdf (дата обращения: 09.12.2024).


Пространственная категоризация текста рассказов А.П. Чехова: лингвопрагматические особенности

Трубкина Анна Ивановна
ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
Доцент кафедры «Теории языка и русского языка»
Кандидат филологических наук
E-mail: aitrubkina@sfedu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2375-1133
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1115575

Аннотация. В статье рассматривается лингвопрагматическая специфика пространственной категоризации художественных текстов: на основе когнитивно-семантического и лингвопрагматического анализа рассказов А.П. Чехова «Дама с собачкой» и «Студент» утверждается идея об уникальности художественного пространства, т. к. реальность репрезентирована через авторское восприятие при опоре на доминанты индивидуально-авторской картины мира, при этом в художественном тексте присутствуют также точки зрения героя и повествователя. Основной задачей лингвистического изучения художественного пространства в тексте является выявление способов актуализации данной категории с помощью языковых единиц. Для рассказов А.П. Чехова характерна, по большей части, репрезентация позиции героя, а лингвистические способы реализации пространственной категоризации весьма разнообразны: основными репрезентантами пространственных отношений в художественном тексте выступают предложно-падежные формы существительных с семантикой пространства, топонимы, глаголы движения и пространственной семантики, наречия места, синтаксические конструкции с пространственным значением. Установлено, что пространственная категоризация в художественном тексте двойственна по своему характеру: при субъективной обусловленности она оперирует объективно существующими лингвистическими средствами, функционирующими в языковой системе именно в плане маркирования пространства. В ходе изучения художественных текстов чеховских рассказов также определено, что границы типов моделей пространства изменчивы; синтез различных моделей пространства, приоритетных для текстов рассказов А.П. Чехова, порождает дополнительную пространственную модель — модель философского пространства. Эта модель основывается на пространственных координатах внешнего для героев мира, однако онтологические смыслы, порождаемые с ее помощью, связаны с пространственной категоризацией непрямым образом: они имплицированы в художественном тексте и требуют дополнительных когнитивных усилий для своего декодирования.

Ключевые слова: художественное пространство; категория пространства; художественный текст; пространственная позиция; лингвопрагматика; автор; повествователь; читатель

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий