2022. — Т 13. — №3 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/11flsk322.html
This article metadata is also available in English
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 326.5 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Горячева, Е. Д. Новелла Серебряного века: жанр в координатах прагматики / Е. Д. Горячева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2022. — Т 13. — №3. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/11FLSK322.pdf (дата обращения: 13.12.2024).
Новелла Серебряного века: жанр в координатах прагматики
Горячева Елена Дмитриевна
ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», Ростов-на-Дону, Россия
Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации
Доцент кафедры «Английского языка гуманитарных факультетов»
Кандидат филологических наук
E-mail: edgoryacheva@sfedu.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5881-7166
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=911310
Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения литературного жанра в аспекте лингвистической прагматики. Изучение жанра художественного текста с позиций прагматики обладает особой актуальностью ввиду возможности анализа известных классических текстов с позиций выявления аспектов воздействия на сознание и ценностную картину мира адресата. Прагматические признаки конкретного художественного текста определенной жанровой принадлежности репрезентированы эксплицитно или имплицитно, при этом автор предполагает, что фоновые знания читателя позволят адресату декодировать его эстетическое высказывание корректно, в соответствии с художественным замыслом. Прагматика жанра новеллы, изученная нами на материале художественного текста С.А. Ауслендера «Валентин мисс Белинды», обнаруживает определенные трансформации в сравнении с устойчивыми жанровыми признаками новеллы эпохи Ренессанса или романтизма. В процессе исследования были сделаны выводы о том, что в новелле Серебряного века может отсутствовать новеллистическая «рамка», посредством которой создается иллюзия рассказывания истории: напротив, автор может инициировать мистификацию фрагментарности текста, «вырванности» из контекста такого повествования. Мотивированность поступков героев в жанре новеллы и в новелле Серебряного века, в том числе, отсутствует, что объясняется повествованием от лица рассказчика и его участием в событиях, что препятствует самоанализу героя. В новелле Серебряного века зачастую отсутствуют маркеры авторских интенций и оценочности, а также некий моралистический вывод, в котором такие маркеры могут быть репрезентированы концентрированно. Неожиданные сюжетные ходы, на которые опирается прагматика новеллы вообще, в новеллах Серебряного века акцентируют лишь эмоциональную реакцию персонажа на события, но не сами непредвиденные случаи. Практическая ценность проведенного исследования заключается в возможности применения его результатов в преподавании вузовских курсов по теории языка, лингвопрагматике, по проблематике генристики, лингвостилистики, филологическому анализу художественного текста.
Ключевые слова: жанр; прагматика; художественный текст; литературная коммуникация; авторские интенции; ценностная картина мира
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.