2017. — Т 8. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/10sfk417.html
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 202.1 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Теплых, М. С. Религиозные ценности в системе русской культуры / М. С. Теплых // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2017. — Т 8. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/10SFK417.pdf (дата обращения: 11.12.2024).
Религиозные ценности в системе русской культуры
Теплых Марина Сергеевна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск
Доцент кафедры «Философии»
Кандидат философских наук
E-mail: msteplih@mail.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=870434
Аннотация. Статья посвящена исследованию роли и места религиозных ценностей в системе культуры. При аксиологическом подходе культура понимается как реализация ценностей в практических делах людей и их взаимоотношениях в обществе, а ценности как исходные начала любого вида культуры. Общим признаком ценности является значимость, важность для конкретного человека, группы людей, общества в целом. Соответственно можно выделить три вида ценностной значимости – индивидуальный, групповой и общечеловеческий. Ценностная значимость не «познается», а «переживается» людьми и социальными общностями как духовно-эмоциональные состояния, оказывая обратное воздействие на их поведение. Сущностное отличие между религиозными и светскими (нерелигиозными) ценностями заключается в способе организации ценностей в культуре: для религиозных ценностей характерна иерархическая организация в условиях культурного монизма, для светских ценностей – сетевая организация в условиях культурного плюрализма. Религиозные ценности занимают доминирующее положение в культуре в силу их индивидуальной значимости для жизни религиозного человека, наличия в них эмоционально-волевого потенциала влиять на его поведение. Религия создает особую ценностную систему в культуре, в которой светские нерелигиозные ценности (моральные, социальные, политические, эстетические, научные) выступают иерархически подчиненными по отношению к религиозным ценностям в силу их индивидуальной значимости в жизни конкретного человека и наличия специфических качеств всеобъемлемости, универсальности, догматичности и предельности. Религиозные ценности выстраивают ценностную иерархию в культуре, подчиняя себе светские ценности двумя способами – включающим (светские ценности «обожествляются», им дается религиозная интерпретация) и пресекающим (светские ценности не должны противоречить религиозным, не могут обладать большей значимостью в жизни человека и общества).
Ключевые слова: культура; религия; ценности; значимость; религиозные ценности; светские ценности; культурный монизм; культурный плюрализм
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.