Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019. — Т 10. — №2 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/09scsk219.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 401 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Немова, О. А. Куда уходит детство: заметки о трансформации феномена детства в современной культуре / О. А. Немова, В. А. Карнаухова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №2. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/09SCSK219.pdf (дата обращения: 13.12.2024).


Куда уходит детство: заметки о трансформации феномена детства в современной культуре

Немова Ольга Алексеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет)», Нижний Новгород, Россия
Доцент
Кандидат социологических наук, доцент
E-mail: nhl_@list.ru

Карнаухова Вероника Александровна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
(Мининский университет)», Нижний Новгород, Россия
Доцент
Кандидат, доцент
E-mail: kevs@mts-nn.ru

Аннотация. В статье рассматривается социокультурный феномен детства в аспекте его трансформации в современном обществе. В ходе исследования авторы статьи пришли к выводу, что в современном обществе наметилась тенденция к «варваризации» культуры. Данные изменения являются следствием общего кризиса гуманистической культуры, и, как следствие, роста психологии общества массового потребления. Анализ исторического становления социокультурного феномена детства и традиций его интерпретации в изобразительном искусстве показал, что эталоны гуманистического отношения к миру детства были заложены XIX–XX вв. Так, ребёнок был главным героем на полотнах художников-передвижников Василия Перова, Валентина Серова, Ильи Репина и Бориса Кустодиева и т. д. Художники поднимают темы тягот и лишений, которые присущи детям из самых беднейших слоев общества. Художники тем самым призывали зрителей к проявлению сочувствия и сострадания – как наиболее важных гуманистических ценностей.

Традиция бережного отношения к миру детства была подхвачена советскими художниками и представителями творческих профессий. В советской мультипликации и художественных фильмах для детей сохраняются высшие идеалы гуманистического воспитания подрастающих поколений. По мере углубления кризиса гуманизма мы наблюдаем девальвацию мира детства, перехода от понимания ребенка как субъекта гармоничного воспитания к объекту потнребления. В результате сравнительного анализа с применением метода феноменологической социологии А. Шюца авторы приходят к выводу, что топос детства в современной культуре девальвируется: ребёнок из объекта заботы и защиты взрослых превратился в объект потребления. Тенденция к варваризации культуры отразилась прежде всего на мире детства.

Ключевые слова: социокультурный феномен детства; топос детства; феноменологическая социология; современная культура; кризис гуманизма

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий