Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2019. — Т 10. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/09klsk119.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 242 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Крыжановская, А. В. Особенности антропоцентрических концепций в русской философской мысли / А. В. Крыжановская // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2019. — Т 10. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/09KLSK119.pdf (дата обращения: 28.03.2024).


Особенности антропоцентрических концепций в русской философской мысли

Крыжановская Анна Васильевна
ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет», Тюмень, Россия
Доцент
Кандидат философских наук, доцент
E-mail: cupava@mail.ru
ORCID: http://orcid.org/0000-0001-5012-6267

Аннотация. Целью данной статьи является рассмотрение одной из наиболее специфичных черт русской философской мысли – антропоцентризма. Автором сделан акцент на том, что в тенденции русской философии – осмысление человека как средоточия творения, интегрирующего все сущее, неотъемлемо связанное с Творцом. Смысл антропологизма русской философии состоит в признании особой важности сущности человека, который создан для созидания, творческого преобразования реальности. Автор характеризует яркую особенность антропологических воззрений в русской философии – представление о человеке, как существе всеобщем, обнаруживающем общечеловеческое начало. В статье подчеркивается, что русские антропологические учения отличаются наличием двух антиномических систем: ортодоксального представления о сути человека в его неразрывности с Богом и идей, заимствованных из западной науки и философии. В статье уделяется внимание тому факту, что уникальной чертой антропоцентризма русской философии исследователи считают признание безусловной ценности человека, его духовной жизни безотносительно к его национальной, классовой и т. п. принадлежности, и независимости абсолютных ценностей (истина, справедливость, добро, красота и др.) от времени и культуры. Автором представлено осознание русской философией того факта, что человек и общество равноценны; что человек искореняет свою порочность через нравственное самовоспитание и творчество; свобода человека – это его духовная независимость. В статье делается вывод, что в национальном самосознании и русской философской мысли антропоцентризм сложился как смысловая ось, сохраняющаяся в национальном мировосприятии в долгосрочной исторической перспективе.

Ключевые слова: антропоцентризм; русская религиозная философия; национальное русское самосознание; антропология всеединства; «всечеловечность»; единство рационального и духовного; идея Богочеловечества

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий