2016. — Т 7. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/07sfk116-2.html
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 347.2 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Макарова, А. К. Общественное сознание через призму современной мифологии / А. К. Макарова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2016. — Т 7. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/07SFK116.pdf (дата обращения: 09.12.2024).
Общественное сознание через призму современной мифологии
Макарова Александра Константиновна
ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Россия, Магнитогорск
Институт истории, филологии и иностранных языков
Кандидат философских наук, доцент
E-mail: alex-makarova@yandex.ru
Аннотация. В настоящее время особо актуальным явлением в жизни общества выступает воздействие политических мифов на современную личность. В статье показано, что Ряд признаков роднит политический миф с классическим архаическим мифом: сходная эмоционально-чувственная генетика, заменяющая познание, типология – мифы-легенды (трактовка событий и их причин, роли участников), исторические мифы, мифы-предания (о событиях и подвигах прошлого и их участниках), мифы о героях (политических вождях) и т.д. В отличие от классического политический миф конкретизируется применительно к актуальной политике. Политический миф рационализируется средствами направленного внушения (пропагандой, содержанием соответствующей идеологии) и самим массовым сознанием, стремящимся воспринимать миф как истину (форма морфологического познания). Политический миф может возникать стихийно, как выражение тяги к возвышающей идее, к утешению (память о героическом прошлом и др.). Чаще создается и распространяется целенаправленно, и используется как эффективное средство политики, такой миф возникает в индивидуальном сознании и затем коллективизируется, превращаясь в факт общественного сознания. Но только тогда, когда общественное сознание готово его принять.
Политический миф может способствовать сохранению и укреплению существующей политики, а может ее расшатывать. Политический миф может стимулировать необходимые процессы и события (избирательные, правительственные и партийные программы, вера в успех, в реальность планов и т.д.), а также может стимулировать самый крайний экстремизм. В этом случае политический миф используется как анестезирующее средство: предрассудок легитимирует такой экстремизм (так, миф о расовой исключительности санкционирует расизм и парализует возможный протест против него.
Подводя итог, отметим следующее. Политический миф — это превращенная форма политического сознания, в котором знание и понимание фактов политики замещается образами, символами, вымыслами, легендами и верой в них. Политический миф может возникать стихийно, как выражение тяги к возвышающей идее, к утешению (память о героическом прошлом и др.).
Как в древности, так и сегодня мифы являются родом психотерапии: призваны успокоить, обезопасить, обнадежить. Именно на политической почве преимущественно возникают мифы, и развертывается их соперничество. Мифы неразрывно связаны с архаическим мировоззрением, они сохраняют свое значение в современном мире. Мифы служат для преодоления разрыва между человеком и миром, а также для облегчения процесса понимания бытия. Чем меньше массы в состоянии рационально опознать социальные явления, окружающие их, тем сильнее оказывается потребность в мифологическом восприятии. Появление новых информационных технологий повлияло на форму, содержание и способы массовой трансляции мифологических установок. При этом с полным основанием можно сделать вывод о переходе от так называемого первобытного, бессознательно-классического мифа к развитой целенаправленной мифологии современности.
Ключевые слова: общественное мнение; современные политические мифы
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.