Мир науки. Социология, филология, культурология
           

2024. — Т 15. — №1 - перейти к содержанию номера...

Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/07flsk124.html

This article metadata is also available in English

Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 430.4 Кбайт)


Ссылка для цитирования этой статьи:

Сбоева, Д. А. Речевая реализация эмоционально-настраивающей тактики апелляции к жалости в медийном диалоге / Д. А. Сбоева // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2024. — Т 15. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/07FLSK124.pdf (дата обращения: 12.12.2024).


Речевая реализация эмоционально-настраивающей тактики апелляции к жалости в медийном диалоге

Сбоева Дарья Александровна
ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия
Восточный институт
Аспирант, ассистент кафедры «Школа региональных и международных исследований»
E-mail: sboevadaria@gmail.com
ORCID: https://orcid.org/0009-0002-7471-1828

Аннотация. Речевое поведение во всем своем многообразии, включая различные аспекты и формы речевых действий, которые осуществляются в широком спектре коммуникативных условий, в настоящее время является объектом многочисленных исследований. Несмотря на это, детальный анализ отдельных тактик, применяемых в русской речи в контексте стратегии эмоционального настроя, до сих пор не проводился. В данной работе автор на материале активно развивающегося в наши дни дискурса, а именно медиадискурса, предпринимает попытку исследования одной из речевых тактик, способных формировать эмоциональный настрой коммуниканта, — тактики апелляции к жалости. Автор на материале медийных диалогов из российских телеинтервью рассматривает тактику апелляции к жалости, используемую преследующими различные речевые цели интервьюером и интервьюируемым. В статье описывается специфика, эффективность и средства речевой реализации тактики, а также уделяется особое внимание речевым тактикам-реакциям на апелляцию к жалости.

В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что тактика апелляции к жалости может быть использована в качестве реакции на провокационные речевые действия, а также сама имеет провокационный характер, при этом адресанту тактики апелляции жалости не всегда удается сформировать прогнозируемый эмоциональный фон коммуникации и достичь собственной коммуникативной цели: успешность тактики апелляции к жалости зависит от конкретной речевой ситуации и мотивов участников коммуникации, а также от вариаций интерпретаций многогранного эмоционального концепта жалость адресантом и адресатом тактики.

Данная статья является результатом анализа, выполненного в ходе диссертационного исследования, посвященного речевой реализации эмоционально-настраивающей речевой стратегии в медиадискурсе, и может быть полезна как исследователям, изучающим речевое поведение, медиадискурс, так и всем интересующимся процессами эмоционального настроя в коммуникации и формирующими его речевыми тактиками.

Ключевые слова: русское речевое поведение; речевая тактика; эмоционально-настраивающая тактика; медийный диалог; публичная коммуникация; медиадискурс; апелляция к жалости

Скачать

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2542-0577 (Online)

Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.

Добавить комментарий