2020. — Т 11. — №4 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/06scsk420.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/06SCSK420 (https://doi.org/10.15862/06SCSK420)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 322.9 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Прошкова, З. В. Семейные и культурные ресурсы, влияющие на поступление абитуриента в университет / З. В. Прошкова // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2020. — Т 11. — №4. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/06SCSK420.pdf. — DOI: 10.15862/06SCSK420. (дата обращения: 12.12.2024).
Семейные и культурные ресурсы, влияющие на поступление абитуриента в университет
Прошкова Зоя Вячеславовна
ФГБУН «Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук»
Санкт-Петербург, Россия
Социологический институт
Старший научный сотрудник
Кандидат социологических наук
E-mail: eder57@yandex.ru
Аннотация. В статье идет речь о влиянии семейного и культурного ресурсов на поступление абитуриента в высшее учебное заведение. Актуальность выбранной тематики обусловлена необходимостью изучения и улучшения качества человеческого капитала. Основными вопросами исследования являются структура семейного и культурного ресурсов, связь семейного ресурса человека с другими активами, условия академической успеваемости студентов.
Проект опирается на современный ресурсный подход и теоретическую модель ресурсов человека, предложенную российским социологом Натальей Александровной Яковлевой для изучения стартового неравенства в студенческой среде. В эмпирической части исследования проведено анкетирование студентов первого курса Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Дополнительными модулями проекта стали вторичный анализ имеющихся социологических результатов и использование статистических данных.
Автором представлен анализ семейного ресурса абитуриента на основе таких эмпирических референтов, как образование и профессиональная деятельность родителей, доходы семьи, отношение родителей к получению детьми высшего образования, ценностные ориентации семьи. Культурный ресурс студентов изучался по активности посещения культурных мероприятий, участию в кружках, а также набору важнейших жизненных установок.
Установлено, что на поступление в университет наибольшее влияние оказали экономический ресурс семьи, уровень образования родителей, семейная мотивация на обеспечение детей высшим образованием и творческая профессия отца. Собственный культурный капитал абитуриентов повысил успешность прохождения творческого испытания и собеседования. Основными факторами академической успеваемости студентов являются их образовательный капитал, участие в культурных мероприятиях и культурный капитал семьи.
Перспектива исследования – расширение эмпирической базы проекта для сравнительного анализа выбора абитуриентами и их семьями университетов с различными рейтингами.
Ключевые слова: высшее образование; университет; абитуриент; студент; семья; человеческий капитал; культурный ресурс; семейный ресурс; академическая успеваемость; анкетирование
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.