2024. — Т 15. — №1 - перейти к содержанию номера...
Постоянный адрес этой страницы - https://sfk-mn.ru/06klsk124.html
This article metadata is also available in English
DOI: 10.15862/06KLSK124 (https://doi.org/10.15862/06KLSK124)
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 355.1 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Грушевская, Е. Г. Особенности футуристических синтезов как пример авангардной драматургии / Е. Г. Грушевская // Мир науки. Социология, филология, культурология. — 2024. — Т 15. — №1. — URL: https://sfk-mn.ru/PDF/06KLSK124.pdf. — DOI: 10.15862/06KLSK124. (дата обращения: 11.12.2024).
Особенности футуристических синтезов как пример авангардной драматургии
Грушевская Евгения Геннадьевна
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте Российской Федерации», Москва, Россия
Старший преподаватель
E-mail: xronop@mail.ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=913677
Аннотация. В статье рассматриваются синтезы итальянских футуристов как пример новой, авангардной драматургии, которая коренным образом трансформировала классическое построение пьес и привела к появлению новых типов театра: театра абсурда и современного постдраматического театра. Актуальность исследования заключается в возможности проследить истоки данных трансформаций и выделить ключевые категории, с которыми работают режиссеры как авангардного, так и современного театра. Итальянские футуристы начали свою театральную деятельность в форме «футуристических вечеров», перформативных выступлений, в рамках которых намеренно разрушалась традиционно пассивная роль публики. В манифестах «Театр варьете» и «Футуристический синтетический театр» были изложены ключевые теоретические предпосылки для трансформации классического театра, приоритет отдавался динамизму, алогичности, разрушению устоявшихся ценностей и «ошеломлению» публики совокупностью средств воздействия. Футуристами была введена новая драматургическая форма — синтез, построенная на динамике, краткости, неожиданности сценического действия. Нами были рассмотрены синтезы Ф.Т. Маринетти, У. Боччони, Ф. Канжулло, Дж. Балла и др. авторов, опубликованные в сборнике «Футуристический синтетический театр» в 1921 г., и были выделены основные черты, отличающие данный театральный жанр. Это максимальная редукция драматургических средств, вынесение за рамки сцены традиционных элементов пьесы (завязка, развитие, развязка), изменение роли актера и введение неодушевленных предметов в качестве действующих персонажей, а также трансформация сценической речи, которая перестает быть носителем смысла. Синтезы разных авторов зачастую сильно отличались друг от друга, и в рамках одного футуристического вечера зрителям демонстрировался ряд синтезов, следующих друг за другом, что позволяло создать эффект коллажа, аналогичный представлениям театра варьете. На примере проанализированных нами синтезов можно увидеть, как в авангардном театре происходит трансформация актера и исчезает доминирующая роль текста, который заменяется созданием ситуации, в которую равно вовлечены как действующие персонажи, так и публика.
Ключевые слова: итальянский футуризм; футуристический театр; синтезы; синтетический театр; авангард; Маринетти; история театра
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.
ISSN 2542-0577 (Online)
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.
Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.